Была деревня, стала улица — под Гродно нашли следы Наполеона и Карла Великого

Рядом с микрорайоном Ольшанка есть неприметная деревня. Её трудно найти, если ты не едешь туда специально. Это место имеет богатую историю и хранит много тайн и легенд. Мы побывали в Скоморошках и узнали, что там было много лет назад, как изменилась деревня, когда отошла к городу, и чем сейчас живут люди.

Осталось 18 дворов

Бывшая деревня Скоморошки находится всего в семистах метрах от Ольшанки. Найти её несложно: в конце улицы Короткевича, где находится конечная остановка общественного транспорта, сворачиваешь направо и мимо строящегося костёла едешь по гравийной дороге прямо. Указателя, что начинается населённый пункт, не найдёте — теперь это улица Скоморошки, о чём свидетельствуют таблички на домах.

От деревни осталось восемнадцать дворов. Постоянно живут немногие — большинство приезжает сюда как на дачу. Раньше, говорят местные, дома стояли по обе стороны дороги, но с приходом советской власти многие уехали. Теперь с одной стороны большой зеленеющий луг. Рядом, на месте бывших подворий, растут сливы, груши и другие плодовые деревья. Когда-то паслись коров, сейчас хозяйство никто не держит.

Сразу за лугом — небольшой лес, откуда хорошо доносится чарующее пение птиц. За ним — несколько хуторов.

— Они теперь тоже в городской черте. Раз скорая приехала, искали девятнадцатый дом, а он — в поле, за три километра. И дорога к нему разбитая, — рассказывает Яна, которая живёт с мамой и подбирает бездомных животных (у самой шесть котов и две собаки).

Форты Карла Великого и наполеоновский тракт

Скоморошки — место с богатой многовековой историей, в ней даже сохранилась брукованка. По словам жителей, в деревне когда-то располагались форты Карла Великого. Сразу за домами и огородами есть дорога, по которой отступал Наполеон, так называемый «наполеоновский тракт». Прямо в поле, на горе, стоит крест. Говорят, что в годы Второй мировой войны с этой точки было далеко видно, аж до Польши.

— Бабушка вспоминала, что у нас немцы стояли. Велели все дома белым покрасить и держать горячую воду, чтобы можно было руки помыть. Порядок был. Подрались двое, так их увезли неизвестно куда, — рассказывает Яна. — После войны в поле как-то дети мину нашли и приволокли её на велосипеде. Пока не приехала сапёрная группа, поставили милиционера дежурить, чтобы мину никто не трогал. К счастью, она не взорвалась.

По словам женщины, в лесу сохранилось старинное кладбище, где стоят камни-кресты. Правда, без помощи знающих местность его не найдёшь.

Старожилы доносят поверье, что когда-то давно текла речка. В ней купались, поили коней. Потом вода стала уходить. Шёл мимо один человек и сказал, что, если такой-то камень отодвинуть, в деревне всегда будет река, но каждый год станет гибнуть по младенцу. И люди решили его не трогать.

Как оказалось, не только сама деревня полна легенд, тайной покрыто и её название. Есть две версии, откуда оно взялось. По одной из них, это фамилия первого поселенца — Скоморошко, который был из Брузгов. По другой — сюда перекочевали скоморохи.

В центр ходили автобус и маршрутка

Жители вспоминают, что шестьдесят лет назад, когда птицефабрики не было, одни работали в совхозе «Гродненский», другие обслуживали железную дорогу, до которой рукой подать, остальные ездили в город. Была и своя школа, но, когда многие стали получать квартиры и уезжать отсюда, её закрыли.

— Была окраина, стояла такая тишина! Добраться можно было только на перекладных, дороги как таковой не было, — вспоминают собеседники.

В центре деревни сделали остановку, пустили автобус, летом ездила маршрутка, а когда Скоморошки стали городом, транспорт сняли. Было время, что маршрутку вернули, чтобы дети добирались в школу, а мамы — на работу. Теперь же нужно идти на конечную остановку в Ольшанку или на поезд, который ходит из Брузгов на железнодорожный вокзал три раза в день.

— Станция называется Гибуличи, хотя сама деревня находится совсем в другой стороне, — говорит Эдвард Иванович.

В Скоморошках он родился и вырос, живёт на Девятовке, а в дом, доставшийся от родителей, ездит как на дачу. Его отец, говорят, был печник с золотыми руками.

В деревне живут в основном католики. Раньше посещали костёл на улице Гагарина. Сейчас в 800 метрах строится костёл Святого Духа. Ксендзы парафии, к слову, тоже поселились в Скоморошках.

Ольшанка прибавила транспорта

Деревню включили в городскую черту в 2008 году. Но за пятнадцать лет она не сильно изменилась. Газ привозной, на всю деревню один колодец. Воду привозят с собой, а для полива используют дождевую.

— Хорошо хоть стали мусор вывозить, поставили контейнеры для раздельного сбора отходов. Сделали гравийную дорогу, потому что раньше можно было проехать только на «ниве». Зимой чистят от снега, — говорит Эдвард Иванович.

Одно плохо — после застройки Ольшанки улица стала транзитной. Мало того что её разбили самосвалы, движение транспорта оживлённое. Всё потому, что это самый короткий путь в Коробчицы и на Юбилейное озеро. Здесь любят кататься на велосипедах дети с Ольшанки.

— Скоморошки были райским уголком — тихим, спокойным. Зимой можно было неделю прожить и человека не увидеть. Теперь и ночью машины одна за другой, особенно летом. Пыль столбом. Раз мы — город, так и дорогу надо заасфальтировать, — говорит Галина Генриховна.

В тему

Если ваша улица когда-то была деревней и вам есть, что о ней рассказать, напишите нам или позвоните, и мы обязательно к вам приедем. Пишите на вайбер 8 (033) 304-50-45 или звоните по телефону 62-15-01.

Фото Евгения ЛЕБЕДЯ