Разыграл, как по нотам – гродненец Руслан Хилимончик о дебюте в театре

В середине января на сцене смоленского Дома актёра состоялась премьера спектакля «Счастливые дни», автором которой стал гродненец Руслан Хилимончик. Что заставляет фотографа писать пьесы и как жизнь подсказывает новые сюжеты.

Откуда взялась боль

Жила на свете молодая девушка Марина. Её мучили головные боли, но она не придавала им значения, пока не узнала, что неизлечимо больна. В ожидании смерти она стремится прожить последние дни счастливо и в окружении любимого человека. Такой сюжет развернул в своей пьесе гродненец Руслан Хиломончик. Она стала дебютной для автора, ведь в драматургии важно не сколько ты написал, а сколько спектаклей поставили на сцене:

— Если пьесы ставят, то ты драматург, если пишешь в стол — графоман!

Руслана Хилимончика гродненцы знают как талантливого фотографа. Последние годы он работал в драмтеатре и удивлял фотопроектами, в которых артисты выступали в необычных для себя образах. Но кроме фотографии Хилимончик много лет занимается пауэрлифтингом: стал чемпионом и рекордсменом мира, а сейчас ведет тренировки.

Баторий, Богданович и Бона Сфорца

— Мне всегда интересно новое. Есть работа, которая приносит деньги, а есть хобби. У меня так получилось с фотографией. Сначала снимал для себя, потом за это начали платить, — улыбается Руслан. — Для меня важно качественно делать свою работу. Когда понял, что переснимал всё на свете, появился театр. Это был новый вызов.

В начале года Хилимончик ушел из театра. Решил, что нужно начинать что-то новое, потому что за семь лет выработался. Напоследок фотограф подготовил необычный календарь, в котором актёры выступают в образах известных исторических личностей Гродно. Сергей Яскевич перевоплотился в Льва Бакста, Анатолий Кандыба стал Стефаном Баторием, а Владимир Капранов предстал в образе Жана Жилибера. Нашлось место в проекте Богдановичу, Боне Сфорце, Элизе Ожешко и другим личностям.

Книги, фото и дневник

Интерес к книгам появился в детстве. В советское время мама работала в библиотеке, поэтому у Руслана всегда были новинки литературы. Все началось с Дюма и Жюля Верна, потом была классика: Достоевский, Бунин, Куприн и Толстой.

— Книги развивают мышление, и я почувствовал, что хочу фиксировать свои мысли. Так появился дневник, который я веду до сих пор, — вспоминает Руслан. — В это время начал писать рассказы, но не публиковал их.

Однажды Руслан решил проверить на себе роль актёра в рамках театральной студии «Турандот», а после этого написал небольшую пьесу.

— Небольшой сценарий и его постановка понравилась преподавателям, актёрам гродненского драмтеатра, я решил писать дальше и вкладывать в пьесы свои мысли, проблемы и взаимоотношения людей.

Чего ты стоишь?

Как автору понять, хорошо он написал тот или иной текст? Руслан Хилимончик отправляет свои пьесы на конкурсы. Конечно, там присутствует субъективность, но это шанс заявить о себе.

— Если тебя не замечают на двух-трёх конкурсах, значит, ты что-то делаешь не так, — уверен наш собеседник.

Руслан Хилимончик мечтает, чтобы его пьесы показывали на сцене гродненского театра. Пока же он публикует свои работы на интернет-площадках. Любой режиссёр может почитать пьесу и поставить её в театре. Так случилось со «Счастливыми днями»:

— Мне позвонили из Смоленска и сказали, что хотят поставить пьесу. Я выдохнул и сказал про себя: «Ну, наконец-то…» Я дал согласие режиссёру, он держал меня в курсе постановки.

В творческом процессе авторы переживают вместе со своими героями. Руслан вспоминает случай, когда один драматург описывал в тексте пищевое отравление и сам попал в больницу.

Театру не хватает современных постановок, уверен Руслан Хилимончик. Любая постановка должна находить отклик у зрителя. Он должен задумываться о том, как живёт и зачем.

— К сожалению, сейчас Инстаграм и Тик Ток популярнее, чем театр. Наверное, нужно ставить пьесы не про зайчиков и ёжиков, а про то, что интересно современным детям в зависимости от их возраста.

Руслан Хилимончик завершил работу над монопьесой (на одного актёра) про гродненского силача Якуба Чеховского. Это дань уважения гродненскому силачу, который прославился на всю Европу. Она уже вошла в шорт-лист конкурса монопьес.

P.S. В 11 классе СШ №10 Руслан Хилимончик писал сочинение. Тогда, в 1993 году учительница оценила работу и написала: «Желаю литературной карьеры». Руслан пообещал пригласить Людмилу Николаевну Воронич на премьеру своего спектакля в Гродно.