Собирали царские рубли, марки и открытки: как появилось коллекционирование в Гродно
Долгое время коллекционирование было занятием богатых людей и лишь с появлением почтовых марок превратилось в народное увлечение. Сейчас собирают всё что угодно — от монет и открыток до «киндеров» и часовых стрелок, пишет историк Денис ТАРАСЮК.
Как Гродно стал нумизматической столицей, с чего началось коллекционирование и какой «эксклюзив» собирали раньше, рассказали известные гродненские коллекционеры. Прошлой весной «ветераны коллекционирования» А. П. Гостев, Ф. А. Гуща, А. Н. Ершов, В. И. Какареко и А. С. Рябков поделились со мной своими воспоминаниями.
Началось всё с марки
В послевоенном Гродно всё началось с почтовой марки. Выпускали их часто, продавали в конвертах в киосках «Союзпечати» недорого. До конца 1980-х годов филателия была главным увлечением школьников. Марками увлекались целыми улицами и соревновались, у кого их больше из разных стран.
Те, кто всерьёз занялся собирательством, стали организовывать встречи. До середины 1960-х годов они «кучковались» у торговых точек, где продавались марки, переписывались с ребятами из других городов и весей.
В 1966 году после перерыва возобновило работу Всесоюзное общество филателистов. Через год отделения организации открылись по всей стране, в том числе в Гродно. Его основали известные учёные-медики Витольд Чеславович Бржеский и Геннадий Алексеевич Обухов, а также заведующий городским отделом образования Лев Борисович Сулла.
Лев Борисович Сулла, педагог, коллекционер
О масштабах их коллекций трудно судить, так как редкий собиратель подпустит постороннего к своим «сокровищам».
Собирали царские рубли и крышки от пива
Поначалу общество филателистов располагалось в тесном и тёмном помещении здания Дома культуры строителей на улице Карла Маркса, 4 вблизи Фарного костёла (сейчас территория нынешней курии). До наших дней оно не сохранилось. На встречи по воскресеньям приходило не более двадцати человек.
В 1970 году, когда с размахом отмечали 100-летие В. И. Ленина, по всей стране прошли выставки почтовых марок, посвящённых его жизненному пути. Главная экспозиция была в Ленинграде, где гродненец Ф. А. Гуща завоевал бронзовую медаль. В Гродно выставку организовали во Дворце культуры текстильщиков на Советской площади. Здесь коллекционеры и разместились на ближайшие годы.
Предметов коллекционирования становилось больше, активно стали собирать открытки, значки, карманные календарики, монеты. В советское время нумизматика долго не получала поддержку властей, поскольку в первую очередь речь шла о царских серебряных рублях, что не увязывалось с общей идеологией. Однако на рубеже 1960–1970-х годов после выпусков юбилейных монет к 50-летию Октябрьской революции и 100-летию Ленина положение стало понемногу меняться.
До середины 1990-х годов в моде была библиофилия. Любители пополнить книжный шкаф в поисках приключенческой, детективной или исторической литературы объезжали сельские магазины, собирали макулатуру, чтобы получить заветный талон на покупку редкой книги или подписного издания.
Когда границы открыли, стали копить пустые пачки от сигарет, банки и крышки от пива (бирофилия), телефонные карточки, солдатиков, «киндеры», колокольчики, проездные документы, часы, часовые стрелки, автографы знаменитостей, фарфоровые статуэтки, пуговицы, военную фурнитуру… Теперь есть даже коллекционные каталоги с ценами.
Расцвет филателии
В конце 1970-х годов коллекционеры переезжают в нынешний Дом народного творчества на Советской улице, 8, за памятником маршалу Соколовскому. Спустя два-три года на десять с лишним лет их приютил Городской дом культуры на улице Дзержинского. К середине 1980-х количество собирателей настолько увеличилось, что им выделили ещё два помещения. За вход ввели плату. На встречи приезжали гости из Польши и Прибалтики.
По мнению собирателей, это был период расцвета общества, связанный с деятельностью известных гродненцев Фредерика Антоновича Гущи и Виктора Ивановича Какареко.
Фредерик Гуща со второй половины 1980-х годов возглавлял областное общество филателистов. Марочники несколько раз в год проводили тематические выставки, в областном дворце пионеров шли занятия для юных любителей. В Волковыске, Воронове, Лиде, Слониме и Щучине действовали районные объединения.
В Щучине филателисты собирались в Доме офицеров закрытого военного городка. Ф. А. Гуще пришлось немало потрудиться, чтобы получить возможность постоянно посещать эти собрания «штатским лицам».
Появился «Скарабей»
Виктор Какареко начинал с филателии, а стал известным на всю страну нумизматом. В 1985 году основал народный клуб коллекционеров «Скарабей», названный в честь жука-собирателя — священного египетского насекомого, а через десять лет — белорусское нумизматическое общество, штаб-квартира которого и поныне находится в Гродно.
Виктор Иванович Какареко, коллекционер и основатель народного клуба «Скарабей»
С самого начала клуб активно участвовал в жизни города: проводил выставки в парке Жилибера, на Советской площади, у Кургана Славы. Две большие экспозиции старых открыток и значков о Гродно выставлялись в Музее религии и атеизма и Доме науки и техники на улице Горького во второй половине 1980-х. К членам клуба часто обращаются за экспертизой. Они участвовали в конкурсе на герб города в 1988 году.
С 1990-х годов клуб сменил несколько адресов: из Дома культуры переехал в Дом офицеров, в 2017 году вернулись в бывший Дворец культуры текстильщиков. Теперь собираются в ДК «Юность» на улице Врублевского.
С 2017 года на Советской площади проходят «Ярмарки старины» в последние выходные месяца с апреля по сентябрь.
Зарабатывали на «перекупах»
Вокруг клуба увивались и недобросовестные коллекционеры, которые грели руки на перепродаже. Особенно много таких «бизнесменов» объявилось после резкого подорожания серебра и массового выпуска юбилейных монет в СССР после Олимпиады 1980 года. Делать барыш на монетах оказалось намного выгоднее, чем на марках. Несмотря на то что коллекционные вещи продать непросто, в клубе бывали случаи воровства.
Вспоминаю историю из своей жизни. В середине 2000-х годов памятные монеты Республики Беларусь привозили ограниченной партией и очередь за ними занимали ни свет ни заря. Приехал к банку в 5:30. У двери стоял один человек, и я был уверен, что мне повезёт. Но прошло три часа, и за две минуты до открытия кассы он созвал прибывших с ним родственников и друзей, чтобы выкупить все монеты. Позже мне пришлось приобрести монету у него.