«Богатых у нас не было» — как люди отмечают полувековой юбилей своего дома в Гродно
«Где рождение справляют и навеки провожают всем двором». Эту фразу из песни про «Городок» словно списали с дома № 96 на улице Советских Пограничников. Более полувека назад здесь создавался один из первых в городе жилищных кооперативов № 9. О праздниках в собственном клубе, советском богатстве и новогодней мудрости пенсионеры рассказали журналисту «Вечернего Гродно».
Построили за девять месяцев
— Приходите к нам в гости, нашему дому 55 лет, — приглашали нас наши читательницы.
Отказаться было нельзя, потому что мы любим истории о простых людях, а тут ещё «круглый» повод.
С виду это обычная пятиэтажка напротив обувной фабрики. К дому примыкают некогда книжный, а сейчас рыболовный магазин и отделение банка. Нас встречает актив дома и его первые жильцы Валентина Алексеевна, Евгения Павловна, Валентина Ивановна и Тадеуш Владимирович. Пенсионеры давно овдовели, но доживают век дружно вместе с соседями.
— Остались одни женщины, мужики раньше уходят… — пожимает плечами Тадеуш.
Дом № 96 строители сдали в декабре 1966 года. Частный сектор, который здесь был, ушёл под снос. Квартиры давали работникам обувной фабрики, но заполнить не смогли, поэтому в горисполкоме предложили жилплощадь водителям, военным, учителям.
— Мы все приехали из деревни. Нам подсказали, что есть свободные квартиры, мы заплатили взнос сорок процентов. Удивились, что дом построили очень быстро, всего за девять месяцев, — рассказывает Валентина Алексеевна.
Она всю жизнь проработала педагогом, сначала в школе в Белянах, потом в ПТУ № 64, затем завучем в школе в Польных Богатырях в двенадцати километрах от города.
Есть мебель? Богато живёшь!
Вокруг был частный сектор, на горочке стояла школа, а на улице Поповича на месте кинотеатра «Октябрь» было поле. Магазинов в этом районе было немного, за продуктами ездили на Скидельский рынок. На месте хозяйственного суда стояло общежитие обувной фабрики. Построили поликлинику, работала аптека, близко остановка транспорта — всё оказалось рядом, вспоминают пенсионеры.
— Богатых у нас не было. Богатым считался тот, кто при заселении привозил свою мебель, — смеётся Валентина Алексеевна. — Мы въезжали с десятимесячной дочкой: муж вымыл полы, постелил рулон бумаги и поставил раскладушку. Спали на матрасе на полу. Единственная мебель — кухонный шкаф!
Делали всё сами
Мужья занимались благоустройством двора. Где-то достали несколько саженцев лип и высадили их возле дома. Деревья выросли огромными — ошиблись, что посадили их близко к стене.
Сами себе создавали уют. Увидели, что шатаются перила, проварили всю лестницу. Она держится больше полувека. Увидели, что жёнам трудно мыть бетонный пол на площадке, — выложили плитку.
— Убираем подъезд и вспоминаем своих мужей, — говорят женщины. — Наши ребята были трудяги, жили очень дружно. Во дворе стоял столик, мужчины собирались, выпивали и расходились по домам. Никогда не было скандалов и мордобоя. Это сейчас молодёжь хочет всё и сразу: деньги, квартиру и машину.
Отдыхали в клубе
Звучит, конечно, необычно для советских людей, но это так. В подвале дома строители запроектировали клуб — просторное помещение с санузлом. Там жители отмечали все праздники: проводы в армию, свадьбы и дни рождения. Нынче помещение сдают для спортивной секции.
— Дома всех не рассадишь, поэтому в клубе ставили столы и отмечали праздники, — говорит Тадеуш Владимирович. — Он сразу же значился в проекте, потому что к дому пристроен книжный магазин.
Ночь переночевал — на год постарел
В клубе взрослые готовили детям новогодний утренник.
— Ставили и наряжали ёлку, пекли печенье, привязывали конфеты и яблоки. Дети читали стишки и получали подарки, — вспоминают жильцы.
Новый год считали семейным праздником и отмечали в кругу родных. Но с каждым разом зимний праздник всё грустнее: «Ночь переночевал — на год постарел», — говорят старожилы с горечью в голосе.
У пенсионеров большие семьи, много внуков и правнуков. Дождаться их удалось благодаря житейской мудрости, которую пронесли через всю жизнь: жениться и родить детей до тридцати лет, стать бабушкой или дедушкой — до шестидесяти, а дальше наслаждаться жизнью и ждать правнуков.