Место сноса изменить нельзя: как в Гродно живут в частном секторе, зажатом фабриками

Несколько домов на улицах Горновых, Победы и Орджоникидзе «прячутся в тени» крупных промышленных предприятий. Их жители вынуждены терпеть неприятные запахи, выхлопные газы проезжающего транспорта и шум магистрали. Больше пятидесяти лет они ждут сноса, но… покидать центр города не хотят.

Чужакам не рады

Частный сектор на улицах Горновых, Победы и Орджоникидзе окружают табачная фабрика, стеклозавод, «Белкард», цех хлебпрома. До 2017 года рядом был кожзавод, но его снесли, построив парковку.

Из десяти частных домов два — нежилые. Один, одноэтажный и деревянный, находится рядом с подстанцией. Окна в нём выбиты, рядом разбросан мусор. По слухам, тут недавно замёрз бомж. Второй «необитаемый» находится у тротуара вдоль улицы Победы. Двухэтажное кирпичное здание хорошо заметно с дороги, но, если заглянуть за забор, поймёшь, что хозяин не появлялся давно: лужайка заросла высокой травой, свалены десятки пустых бутылок. Дом выставлен на продажу за 280 тысяч рублей.

Шикарных коттеджей среди построек нет, многим требуется ремонт. Но вкладываться в это дело не хотят: всё равно снесут. Почти в каждом доме держат четвероногого охранника, большого и враждебного. Ведь от чужаков добра не ждут: те или украдут что-нибудь, или сломают.

10 тысяч за 29 «квадратов»

Пока одни стремятся покинуть проблемный район, другие, наоборот, сюда переезжают. Предприниматель по имени Дариус вместе с супругой и двумя детьми три года назад в доме на улице Орджоникидзе купил комнату за десять тысяч долларов.

— За такие деньги в центре гараж не купишь, — рассказывает глава семейства. — Комната у нас всего двадцать девять квадратных метров, вчетвером тесновато. Канализация — во дворе, газ подведён, есть котёл. Жить можно. Захаживали незваные гости — поставил забор. До садика, школы и поликлиники пару минут ходьбы. Единственный минус — табачная фабрика. Иногда ночью видны огромные столбы белого дыма.

Сноса небольшого частного сектора ждут более пятидесяти лет. Что появится на его месте, пока неизвестно. Ходили слухи, что «табачка» собиралась построить парковку. Другие утверждают, что будет огромный торгово-офисный центр. К одной жительнице приходили представители Белинвестбанка и сказали, что на месте её дома появится их головной филиал. В сентябре 2019 года бывший главный архитектор Гродно Ольга Борейко представила макет застройки кольца на Горновых. На землях напротив табачной фабрики должны были вырасти несколько зданий, в том числе две высотки. Однако не указывалось, что появится и когда.

Здесь жил Иван Едешко

Частный сектор надвое разрезает переулок Курбатова. Ближе всего к остановке участок, обнесённый высоким забором, с предупреждающими табличками о злой собаке и видеонаблюдении. За ним — небольшой домик с большой антенной. Здесь живут супруги Ольга и Олег с двумя детьми.

— Думали, что снесут, когда делали кольцо на Горновых, но нас не тронули. Дом старый, оседает, разваливается, вкладывать в него деньги бессмысленно. Улучшать и строить на участке нельзя. Живём в подвешенном состоянии. Экологическая обстановка не лучшая. Через день тряпки чёрные, — подмечает Ольга.

На тринадцати сотках есть выгребная канализация, подведена холодная вода, пользуются газом в баллонах. От «табачки» регулярно доносятся неприятные запахи, автомобильное кольцо — источник шума и загазованности. Но есть и плюсы.

— Стоит зайти на свой участок, как попадаешь в другой мир, будто в деревне, хотя находимся в центре города. При всех недостатках мне очень нравится, — признаётся мужчина.

Кстати, в этом доме когда-то жил олимпийский чемпион по баскетболу Иван Едешко. Ольга приходится прославленному гродненцу племянницей. По её словам, её дядя жил тут до совершеннолетия, после чего уехал в Минск.

В тему

Стало известно, когда приступят к строительству современного жилого комплекса возле универсама «Октябрьский» на улице Советских Пограничников. Как рассказала замдиректора по маркетингу столичной компании «Айрон Инвест» Наталья Пичуха, ориентировочно строительство ЖК начнётся во II квартале 2022 года.

Фото Евгения ЛЕБЕДЯ