Обчистили! По квартирам Гродно ходят странные мастера и за бешеные деньги чистят вентиляцию

По квартирам гродненцев снова ходят странные работники, предлагают почистить вентиляцию, а потом выставляют «космический» счёт. В редакцию «Вечернего Гродно» обратились сразу двое пенсионеров — Ромуальд Зенонович с проспекта Строителей и Мария Ивановна с Порохового переулка. Ситуации у них похожи как две капли воды.

Рисунок Андрея Янковича

Вентиляцию проверяют по листу бумаги

В начале ноября к ним пришёл сотрудник фирмы и рассказал, насколько важно вовремя чистить внутриквартирную вентиляцию, иначе она засоряется и не работает. Затем молодой человек прошёл на кухню, приложил листок бумаги к вентиляционному отверстию — тот не двигался. Раз так, мол, надо срочно чистить канал.

— За тридцать лет его никогда не чистили. Эти мастера навешали лапши на уши, сказали, что МЧС оштрафует, если ничего не делать, я и согласилась. Когда пришло время оформлять договор, увидела сумму в 195 рублей и ошалела! Сразу не хотела подписывать, но пригрозили судом, и я испугалась, — рассказывает Мария Ивановна.

По словам женщины, позже она пыталась аннулировать договор, но ей сказали, что это невозможно, так как нужно чинить инструмент, который якобы сломался во время работы. Максимум, чего ей удалось добиться, так это снизить стоимость услуг до 130 рублей. При этом на оплату у неё, согласно договору, есть 30 суток. Если не погасить вовремя, будет идти пеня — 0,5 процента от суммы.

Ромуальд Зенонович и вовсе думал, что пять минут чистки вентиляции с помощью перфоратора, на который закреплён гибкий шланг с ёршиком, — работа бесплатная, поэтому договор подписывал, что называется, не глядя. И очень удивился, когда с него потребовали 195 рублей. Мужчине сделали скидку в 20 рублей, но, говорит, даже 175 рублей для него ощутимые деньги.

«Стала мучить нравственная сторона вопроса»

Так получилось, что с редакцией связались и бывшие работники фирмы. Имена по их просьбе не называем. Оба проработали «трубочистами» не больше двух недель. О вакансиях узнали из интернета. Их задача состояла в том, чтобы ходить по квартирам, рассказывать жильцам, как важно вовремя чистить вентиляцию. Парней обучили, как правильно говорить с потенциальными клиентами.

— Если кто-то отказывался от услуг, мы должны были предупредить об огромных штрафах. Нам рекомендовали «обрабатывать» людей в возрасте от сорока лет. Если пенсионер — вообще идеально. Ведь они верят каждому слову, тем более если оно им непонятно. В договоре много текста, не каждый его прочитает. Тыкнул, куда подпись ставить, а он и расписывается. О сумме узнают только потом, — говорят молодые люди.

По их словам, на норму в первый месяц нужно было выполнить 45 заявок, во второй — 60, а потом и вовсе свыше 100.

— Несмотря на то что фирма работает в рамках закона, стала мучить нравственная сторона вопроса. С моральной точки зрения я поступал неправильно. Но уволиться оказалось непросто — в компании сильные юристы, и я просто перестал выходить на работу, — отмечает один из парней.

Он заметил, что в фирме надолго не задерживаются, а те, кто всё-таки работает, нередко сами нарушают условия договора. Например, один из мастеров представлялся работником ЖЭСа, чего, как сказано в приложении к договору, не имеет права делать.

Однажды застал такую картину: в квартире находился тот самый мастер, а рядом навзрыд плакала бабушка, которая только что узнала, что должна отдать 195 рублей.

Учредитель ООО: «Мы никого не принуждаем»

Мы отправились в офис компании. Он находится на окраине города в здании на территории одного из предприятий. На входе вывеска — обычный лист бумаги с названием фирмы и графиком работы. В небольшом кабинете стояли два стола, лежала папка с документами и несколько ёршиков. Сидели два парня, один из них, на вид не более двадцати шести лет, назвался учредителем фирмы Евгением.

Он рассказал, что фирма официально зарегистрирована в мае этого года. Первое время работали в Минске, в Гродно — с недавних пор. В штате помимо руководителя ещё два человека — менеджер, который проводит поквартирный обход, и мастер, чистящий вентиляцию. В день выполняют от трёх до десяти заказов. Евгений сам обучает мастеров, поскольку имеет опыт работы в аналогичной столичной фирме. Но представить документы, подтверждающие его квалификацию, не смог. Нет у фирмы и аккредитованной лаборатории.

— Мастер роторным набором чистит внутриквартирную вентиляцию до такого состояния, в каком она была во время постройки дома. Никто этим не занимается, а за тридцать – сорок лет там накапливается огромное количество пыли, жира, строительного мусора, — рассказывает владелец ООО.

Евгений пояснил, что стоимость зависит от множества факторов — износ оборудования, зарплата, аренда, налоги. При этом ветеранам, инвалидам, пенсионерам предоставляют немалые скидки. По желанию клиента дают рассрочку.

— Мы никого не принуждаем, просто предлагаем свои услуги. Сначала менеджер объясняет важность чистки вентиляции, обязательно информирует о стоимости работ. Потом приходит мастер и ещё раз спрашивает у клиента, знает ли он о цене. До того, как пришёл мастер, можно отказаться от услуги, — добавил он.

Что теперь делать?

По закону «О защите прав потребителей» (статья 7), сначала клиенту сообщается цена и условия оплаты услуг, а после заключается с ним договор. Если эта информация потребителю не была донесена своевременно, он вправе не подписывать договор, даже если работы уже выполнены, а также не оплачивать их.

Далее — пересмотреть цену, указанную в договоре, нельзя, даже если одна из сторон не согласна.

— В любом случае помимо договора составляется и подписывается потребителем акт о выполненных работах. Если его нет, возникает вопрос: а были ли выполнены работы, какие именно работы выполнялись и насколько качественно. Тогда потребитель вправе не оплачивать такие работы, — пояснила председатель ОО «Гродненский центр правовой помощи потребителям» Жанна Гостяева.

Пенсионерам следует обратиться в фирму с письменной претензией о расторжении договора.

В тему

Это важно знать!

Согласно ТКП «Техническая эксплуатация дымовых и вентиляционных каналов жилых домов», выполнять такие работы могут только специализированные организации, которые имеют аккредитованную испытательную лабораторию для проведения испытаний в жилых домах. Однако в трёх реестрах лабораторий, аккредитованных в Национальной системе аккредитации РБ, наше ООО не числится.

— По Правилам пользования газом в быту, проверять вентканалы и дымоходы нужно раз в год перед отопительным сезоном (кирпичные дымоходы — раз в квартал). Когда приходим в квартиру, сначала смотрим вентиляцию на просвет. При выявлении завала информация предоставляется в ЖЭС и межрайгаз, после этого отключается газовое оборудование в квартире и производится чистка. Кроме того, выполнять такие работы должны специалисты, прошедшие соответствующую подготовку и обучение. Мы своих работников учим в «Газ-институте» и каждые пять лет отправляем на повышение квалификации и переподготовку, — пояснила председатель совета Гродненской областной организации РГОО «Белорусское добровольное пожарное общество» Елена Жамойтина.

Более того, если жилой фонд находится на обслуживании коммунального хозяйства, то услуга для жильцов бесплатная. Если жильё частное, работы стоят 15 рублей.

Чтобы не попасть в описанную ситуацию, специалист советует обратиться в свой ЖЭС или в Гродненский областной комбинат противопожарных работ (телефоны 62-35-04 и 62-35-07) и узнать, ходят ли сейчас работники по квартирам.

Вадим ВЕНСКИЙ, Наталья КОРНЕЕВА