Жизнь на Собачьей горке: как высотки наступают на частный сектор Гродно

Совсем скоро пустырь за поликлиникой № 5 на улице Обухова превратится в жилой квартал с высотками, парковками и детским садом. Несколько месяцев полным ходом идёт строительство многоэтажек. Пока с Магистральной улицы видны четыре дома, но в дальнейшем их будет девять. В народе возвышенность и частный сектор, который вплотную примыкает к новой застройке и с севера ограничен Озёрским шоссе, а с востока — улицей Карского, называют Собачьей горкой.

При строительстве объездной дороги несколько лет назад холм частично сровняли.

Построят девять домов и детский сад

В мае прошлого года архитектурно-планировочную концепцию застройки участка выносили на общественное обсуждение. Согласно ей, между частным сектором, кладбищем «Секрет», поликлиникой № 5 и Магистральной улицей возведут пять домов высотой от шести до десяти этажей, две восемнадцатиэтажные свечки с арендными помещениями на первых этажах, две трёхэтажки на двенадцать и четырнадцать квартир с отдельным входом в каждую с небольшого участка. Всего появится 758 квартир на 1830 жителей.

Кроме этого будут детский сад на 90 мест, детские площадки и места отдыха для взрослых, спортивно-игровая зона, парковки по периметру.

Сейчас к возведённым четырём домам подводят коммуникации. Экскаваторы ровняют холмистую местность.

В нескольких метрах от стройки в гору уходит тропинка —  единственный прямой путь с остановки на Магистральной улице к частному сектору за строительным забором.

Частный сектор топит глиной

Масштабной стройке рады не все. Жителям домов на улице Якуба Коласа, которые ближе всего к строительной площадке, суета приносит немало неудобств.

— Мы трижды обращались в администрацию и к мэру. Писали, что живём как в аду. Из-за стройки изменился рельеф местности. Наши дома находятся в низине, и нас топит глиной. Даже МЧС вызывали. Свою машину оставляю за забором, и есть видео, как до середины колеса текла глина. Последний раз это было в начале сентября, — рассказывает Светлана, которая живёт тут тридцать лет. — До этого было хорошо, спокойно как в деревне. Есть все коммуникации. Земля, отданная под многоэтажки, всегда была пахотная. Не понимаю, зачем здесь вообще такие высотные дома?

По словам женщины, сильно мешает строительный забор. Во-первых, его установили вплотную к дороге, ведущей к жилым домам на Якуба Коласа. Куда зимой снег сгребать? Во-вторых, когда ставили ограждение, случайно засыпали водосток. Правда, потом всё-таки почистили.

— Просили сделать ливнёвку. Нам сказали, что её не будет. И дорогу асфальтировать не собираются. Обещают сделать дублёр Магистральной улицы, — говорит Светлана. — Раньше к пятой поликлинике напрямик через поле ходили, а сейчас — такая гора! Хорошо, если сделают ступеньки.

Жалуются на неудобные заезды. Проехать на Якуба Коласа можно только с улицы Карского или Заслонова. Прямой дороги с Магистральной нет.

Спустя 81 год нашёл саблю деда

Вместе с тем Собачья горка — район примечательный. Большинство домов аккуратные и добротные. Участки в основном небольшие — по шесть соток, есть и покрупнее — на одиннадцать–двенадцать соток. Дорогие особняки, в отличие от тех, что в Коложском парке, не прячутся за высокими заборами. В одном из коттеджей, украшенном декоративными элементами и утопающем в высаженных и аккуратно подстриженных туях, живёт преподаватель университета имени Янки Купалы.

Говорят, что самый старый дом 1936 года постройки, на улице Мичурина. В нём хозяйничают брат с сестрой — Казимир и Барбара.

— Мой дедушка строил его «за польским часом». Дом удалось сохранить: балкон оригинальный, брат отреставрировал дверь, даже жесть «родная», — вспоминает хозяйка.

Её дед служил в полку польской армии, а потом с красноармейцами гнал немцев. Назад не вернулся. Осталась только бабушка. Она рассказывала, что в военное время селили квартирантов. Однажды при бомбёжке в дом попал снаряд, который нашли… в 1956 году. Когда горела вся улица, у них в подвалах многие прятались, поскольку дом был единственным каменным. Отсюда родом младшая тётя Барбары и Казимира, заслуженная учительница математики из Вертелишек Галина Литвинович. Сейчас ей девяносто лет.

Барбара говорит, что участок куплен в 1935 году за двести долларов.

— По тем временам это большие деньги. Тогда все улицы были панские земли. Нарезались одинаковые участки и выставлялись на продажу в аренду. Уже в то время считали в долларах. И были такие условия: мог сразу начинать строиться, но если не вовремя выплатил арендную плату, могли забрать вместе с недостроенным зданием, — говорит Казимир.

В семье сохранилось много ценных вещей, оставшихся от деда. Одна из них — сабля, восемьдесят один год пролежавшая в земле. Казимир нашёл её случайно, когда снимал сетку, чтобы соседи могли поставить забор.

Самая высокая точка и место трагедии

Осенью 1939 года Собачья горка стала местом трагических событий. Как писал в «Вечёрке» историк Игорь Чернякевич, на небольшом пятачке с соснами было расстреляно около двадцати человек из числа защитников Дома стрельца — школьников в возрасте от десяти до восемнадцати лет.

— Этот объект был поднадзорный. Стояли водонапорные башни, ограда. С ребятами в мяч играем, и как только он залетит туда, к нам сразу бежит сторож. Раз перелезли, увидели на соснах кресты набитые. Потом узнали, что в 1939 году на этом месте расстреляли поляков. И сейчас забор стоит, но ничего нет, — говорит Казимир.

Ещё одна здешняя достопримечательность — геодезический знак. Как нам поведала местная жительница Анжела, это одна из высоких точек в городе — 156 метров над уровнем моря. Говорит, что у соседа имеются подтверждающие документы.

— Из школы мы приходили с горки на лыжах кататься, — вспоминает женщина. — Тут был карьер, а там стрельбище — солдаты учились. Стояли гаражи, столько машин ездило! А теперь спокойно. Со строительством Магистральной улицы до центра добираться вообще десять минут.

Справка «ВГ»

Что известно о Собачьей горке

Собачью горку на польский манер называли «Пся гурка», на старых картах возвышенность иногда отмечена как Охотничья горка.

Существует предание, будто Собачья (Охотничья) горка была любимым местом загородных прогулок последнего монарха Речи Посполитой Станислава Августа Понятовского, где он охотился на фазанов с собаками, отчего, собственно, и произошло название. Хотя существует и другое объяснение: в округе закапывали останки бродячих городских собак.

Во времена Российской империи рядом стояли военные казармы и не раз проходили учения. В конце 1920-х годов польские солдаты приспособили горку для лыжного трамплина. Когда-то власти города вынашивали планы выделить это место под стадион еврейскому спортивному клубу «Маккаби», но руководство последнего отказалось, объясняя это неподходящей формой рельефа.

Есть сведения, что ещё раньше у Собачьей горки приводились в исполнение смертные приговоры, вынесенные в отношении преступников. После войны в этом районе был лагерь для немецких военнопленных.

Фото Евгения ЛЕБЕДЯ