Время освоить новую профессию — что предлагает институт повышения квалификации и переподготовки кадров ГрГУ имени Янки Купалы

Профессионализм — это вопрос, в котором сходятся интересы личности, общества и государства: конкретный человек стремится к максимальной самореализации в профессии, общество ждет качественной продукции, государство заинтересовано в слаженной работе всех отраслей. Оперативному согласованию всех этих интересов служит дополнительное образование взрослых.

Фото из архива ВГ. Носит иллюстрационный характер

Институт повышения квалификации и переподготовки кадров ГрГУ имени Янки Купалы (далее ИПКиПК) широко известен в Гродненском регионе. Здесь повышают свою квалификацию специалисты различных сфер народного хозяйства, сюда приходят и те, кто по каким-то причинам решил освоить новую профессию.  Именно о процессе переподготовки мы решили побеседовать с директором  ИПКиПК Еленой Владимировной Концеал, а также с некоторыми выпускниками факультета переподготовки.

Мы задали Елене Владимировне несколько вопросов.

— В настоящее время многие не удовлетворяются одним высшим образованием и хотят получить еще одно. Чем отличается переподготовка от второго высшего образования?

— Многие путают второе высшее образование и переподготовку. В отличие от программы второго высшего образования, в образовательную программу переподготовки включены только те дисциплины, которые нужны для ведения практической деятельности в рамках новой специальности.  Это сокращает сроки (от 18 до 24 мес.) и снижает стоимость обучения. А главное остается: как и второе высшее, переподготовка дает право вести профессиональную деятельность в новой области.

— Как в Институте формируется перечень специальностей переподготовки?

— Наши специалисты постоянно следят за ситуацией на рынке труда и изучают обеспеченность кадрами различных сфер в регионе и в Республике в целом. Таким образом, например, были выявлены проблемы с кадровым обеспечением учреждений дошкольного образования, преподавания такой дисциплины, как трудовое обучение, в учреждениях среднего образования, обнаружено отсутствие специального профильного образования у лиц, занятых в сфере физической культуры и спорта.

Благодаря тесному сотрудничеству с Главным управлением образования и Управлением спорта и туризма Гродненского областного исполнительного комитета на сегодняшний день у нас уже успешно завершили  33 человека  и начали обучение 57 слушателей специальности «Дошкольное образование»; квалификацию «инструктор-методист» в рамках специальности «Оздоровительная физическая культура» получили 26 слушателей и продолжает обучаться 11 человек.

Слушатели переподготовки по специальности  «Трудовое обучение в учреждениях общего среднего образования» получают не только педагогическую квалификацию «преподаватель трудового обучения», но и параллельно осваивают рабочие профессии: «Станочник деревообрабатывающих станков» и «Швея».

Кроме того, определяя специальности переподготовки, мы учитываем особенности региональной образовательной системы. Например, в нашем регионе нет учреждений, где можно получить высшее образование в области энергетики. Это побудило к открытию специальности переподготовки «Диагностика и техническое обслуживание энергооборудования организаций» с присвоением квалификации «инженер-энергетик» (срок обучения 20 месяцев).

С другой стороны – наличие в ГрГУ  инженерно-строительного факультета с высоким кадровым потенциалом обусловило открытие такой специальности переподготовки, как  «Промышленное и гражданское строительство» (срок обучения 18 месяцев).

Конечно же, Институт откликается на запросы потенциальных слушателей, которые хотят удовлетворить собственный интерес, получить специальность, в которой они смогли бы реализовать свои способности, решить свои жизненные проблемы.

Так, на протяжении уже многих лет не теряют популярность такие специальности, как «Логопедия», «Практическая психология», «Психология управления», «Экономика и управление в предпринимательской деятельности», «Правоведение».

— Современная ситуация характеризуется большой изменчивостью: исчезают старые профессии и появляются новые. Как институт реагирует на это?

— Институт идет в ногу со временем и чутко реагирует на изменения, выявляя инновационные специальности, которые востребованы прямо сейчас и будут популярны в ближайшем будущем. Например, в 2020 году Институт получил лицензию на переподготовку по специальностям «Интернет-маркетинг» (квалификация: специалист по интернет-маркетингу) и «Инновационный менеджмент» (квалификация: менеджер-экономист).  С интересом готовимся к организации образовательного процесса по этим специальностям, т.к. там много новых дисциплин, связанных с контекстной рекламой, E-mail-маркетингом, SEO-оптимизацией, web-аналитикой, работой в социальных сетях, прогрессивными принципами ведения бизнеса, нестандартными способами продвижения и сбыта товаров на рынке и др.

—  Как осуществляется образовательный процесс?

— В основном используется заочная форма обучения, предполагающая сочетание учебной деятельности в рамках четырех сессий и самостоятельной работы обучающихся. В преподавании широко используются активные и интерактивные методы, современные педагогические и информационные технологии, деловые игры и т.д.

Преподавательский состав гибко реагирует на ситуацию. Так, в 2020 – 2021 годах, в связи с пандемией короновируса активно используются технологии дистанционного обучения.

О причинах, побудивших включиться в процесс переподготовки, о впечатлениях и результатах обучения высказали свое мнение выпускники.

Виталий Севостьяник, футбольный судья Высшей национальной категории, выпускник специальности «Оздоровительная физическая культура»:

— У меня есть высшее экономическое образование, но чтобы работать в сфере спорта, нужно иметь профильное образование. Конечно, я задумывался о втором высшем, но зачем, если переподготовка дает те же возможности. Она, как и второе высшее, позволяет занимать руководящие должности. Зато учиться по времени в два раза меньше.

Раньше проходить переподготовку можно было только в Минске на базе БГУФК, но как только моя специальность появилась в Гродно, сразу же записался в первую группу. У нас в группе учились многие известные в спорте люди разного возраста.

Если хочешь получить знания — ты их получишь. Период обучения длился два года, за это время мы сдали четыре сессии и государственный экзамен.  Должен отметить, что обучение вели отличные преподаватели, которые являются для нас настоящими авторитетами.

Екатерина Михалёва, специальность «Педагогическая деятельность специалистов»:

— Выбрала эту программу, потому что педагогическое образование предоставляет более широкие возможности для работы в качестве преподавателя и методиста. Учеба в Институте повышения квалификации и переподготовки кадров позволила мне приобрести новые знания, обновить старые, развить коммуникативные способности, коммуникабельность. Изучение таких дисциплин, как педагогика, психология помогает сформировать личностные качества и развивать навыки общения в коллективе.

Хочу отметить преподавателей. Это высококвалифицированные специалисты, которые преподносят сложный для понимания материал в очень доступной форме.

Ольга Прусская, специальность «Экономика и управление в предпринимательской деятельности»:

—  Работала делопроизводителем, понимала, что для карьерного роста не хватает квалификации и знаний. Да и в целом современный мир настолько многогранен, что в нем просто невозможно ограничиться одной сферой деятельности и узконаправленными знаниями. Поэтому, возможно, воспользуюсь услугами института для получения ещё одной специальности.

Если говорить о преимуществах, то это: рациональная организации учебного процесса (интенсивное обучение, разумное соотношение теории и практики, лекционных занятий и самостоятельной работы слушателей) практикоориентированный подход к обучению, когда каждая теоретическая выкладка находит свое обоснование в стратегии мировых компаний и организаций Беларуси.

Преподаватели — практикующие специалисты в сфере экономики, права и менеджмента. В учебной группе — разносторонние интересные люди, заряжающие своей целеустремлённостью и успешностью.

Хочется отметить атмосферу доброжелательности, взаимоподдержки, направленности на успех, на результат. В период пандемии институт предоставил возможности дистанционного обучения. В целом обучение в институте помогло не только получить экономические знания, которые я готова реализовать на практике, но и способствовало личностному росту.

В заключение хочется посоветовать тем, кто имеет высшее образование, но стремится к постоянному самосовершенствованию, к раскрытию своих потенциальных возможностей в новых для себя сферах деятельности, кто находится в поиске, обратиться в деканат факультета переподготовки специалистов Института повышения квалификации и переподготовки кадров УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы». Вам обязательно помогут с выбором будущей специальности.