Романтик дикой природы — геоботаник Олег Созинов об уникальности лесов Гродно, ЮНЕСКО, самых красивых местах Беларуси и спасении болот

Нас часто упрекают, что мы редко зовём в гости учёных, а ведь своей деятельностью они приносят огромную пользу обществу, но всегда скромно остаются в тени. Исправляемся и рассказываем о человеке, который знает всё о белорусской природе: болотах, растениях и ведёт интересный инстаграм, а также почти всё теплое время года проводит в экспедициях. Гость «Вечернего Гродно» — доктор биологических наук, заведующий кафедрой ботаники факультета биологии и экологии ГрГУ имени Янку Купалы Олег Созинов.

Работа для души

Ещё в детстве будущий учёный любил огородничать, проводить эксперименты с растениями на даче у дедушки, прививать деревья в деревне у бабушки, гулять в лесу. В школе любил химию и биологию и даже собирался поступать в Гродненский медуниверситет.

— В «меде» пришлось бы изучать только один вид – человека разумного, и поэтому выбрал биофак, там изучают миллионы разных видов, — смеётся учёный. В итоге, хобби молодости стало делом всей жизни. — Знакомые говорили, мол, на науке не проживёшь, тем более на ботанике…но, как говорят, охота пуще неволи.

В детстве ботаника сочеталась со спортом. Олег объехал весь Союз в составе баскетбольной юношеской сборной Гродно, но между наукой и баскетболом выбрал первое. Занятия спортом потом очень помогли в экспедициях.

В лихие 90-ые после окончания университета было не до науки, поэтому Олегу Созинову пришлось сменить сферы деятельности, чтобы зарабатывать деньги и обеспечивать семью. Но спустя несколько лет он вернулся к любимому делу и ничуть не жалеет об этом. Недавно учёный окончил докторантуру, и защитил докторскую диссертацию в Ботаническом институте в Санкт-Петербурге.

Спасали Святое болото

Работа ботаников делится на три части: сбор материала в полях (а поле это все, что не в лаборатории) со всеми сопутствующими приключениями, затем обработка собранного материала в лаборатории и, наконец, научная публикация о новых открытиях в ботанике и внедрение результатов в практику, например в охрану природы. Летом команды ботаников неделями находятся в экспедициях.

Олег Созинов начинал с изучения лекарственных растений, затем его в прямом и переносном смысле затянуло болото. Учёный занимался растущими на болотах багульником, клюквой, брусникой и другими растениями. Сейчас он геоботаник-болотовед, и лучше всех в городе знает всё о белорусских болотах, которые оказывают важное влияние на формирование климата и экосистем.

— Если на карте написано, что болото непроходимое и глубже двух метров, то иду я,  — говорит наш собеседник. — Многим кажется, что мы просто гуляем по лесу или болоту, дышим свежим воздухом, но это не так. Недавно изучали растительность Беловежской пущи, а в заповедной зоне идти очень сложно из-за поваленных деревьев. Это является нормой для настоящего леса. Получается настоящая полоса препятствий в пути познания природы. А на болоте иногда километр можно идти час и более.

Олег Созинов был одним из тех, кто в середине 2010-ых годов защищал Святое болото в заказнике «Озёры». Тогда 250 гектаров болота хотели забрать от заказника и осушить ради добычи торфа. Учёные и общественность доказали, что осушение экономически и экологически невыгодно. На сторону «зелёных» встали местные депутаты и сотрудники Минприроды, болото удалось спасти.

Одной из важных задач учёных является сохранение редких видов растений и биотопов. Для этого учёные участвуют в создании особо охраняемых природных территорий (например, заказников), готовят паспорта и охранные обязательств, которые регулируют хозяйственную деятельность в месте, где растут редкие виды.

Гродненскую пущу внесут в список ЮНЕСКО?

Мы спросили у учёного, можно ли назвать белорусскую природу уникальной:

— Мы находимся на равнине, у нас нет видов растений, которые больше нигде не встречаются, потому что нет естественных препятствий: ни гор, ни морей, — уверен Олег. — Уникальность нашей природы в экосистемах: например, в Беловежской пуще сохранились леса возрастом более 200 лет, а болоту Ельне десять тысяч лет.

Оказывается, у гродненцев под боком находится тоже необычное место — Гродненская пуща, это леса севернее Августовского канала. Мечта Олега Созинова — добиться включения пущи в список всемирного природного наследия ЮНЕСКО, и такая работа уже ведется. Так чем же примечателен этот лес, в котором мы собираем грибы и ягоды и устраиваем пикники на озёрах Ендрене и Кавене? Гродненская пуща по площади в девять раз меньше Беловежской, но видов растений почти столько же. Возраст некоторых деревьев достигает 250–300 лет.

Фото Сергея Морозова

— В Гродненской пуще, вы сможете увидеть почти всю природу Беларуси в миниатюре. В ней встречаются все типы сосновых и берёзовых лесов, все типы болот и лугов, которые есть в нашей стране, — говорит Олег Созинов.  — Речки Чёрная Ганча, Марыха и Шлямица имеют каньонообразную долину, как у настоящих горных рек. Есть идея, и многое уже сделано, совместно с литовцами и поляками создать единый биосферный резерват «Августовская пуща», ведь пуща находится на территории трёх стран. Это позволит разработать единые правила охраны природы на три страны.

Фото Сергея Морозова

Учёные сражаются с опасными растениями

Гродненские учёные вместе с литовскими коллегами занимаются борьбой с инвазивными (агрессивными) растениями. Была сделана карта распространения опасных видов растений в пограничье. Это поможет оперативно принимать меры по их регуляции.

И главное, в обнаружении опасных растений может принять участие каждый житель и гость города и области с помощью онлайн регистрации находки по QR-коду.

Например, с помощью неравнодушных людей недавно в Индуре обнаружили новый для района вид борщевика – борщевик Монтегацци. По сравнению с известным борщевиком Сосновского это настоящий монстр! Он более мощный, многократно плодоносит и быстро захватывает новые площади.

Смотреть карту

 

И если с борщевиком Сосновского в Гродно и районе довольно успешно справляются, на него выделяются бюджетные деньги, то борьба с американскими золотарниками ещё только начинается. Эти растения с жёлтыми цветочками, на первый взгляд, выглядит красиво, но если золотарник выходит из-под контроля, то распространяется так быстро, что захватывает новые площади и уничтожает все естественные экосистемы.

— Эта ситуация, как в сказке про лисичку и зайчика. Сначала лиса просит переночевать, а затем выгоняет зайца из дома, — говорит Олег. — Белорусская природа может стать некачественной копией кавказских или американских экосистем, если не принимать действенные меры.

Лучшие места дикой природы в Беларуси

Олег Созинов ведёт инстаграм, где размещает фотографии белорусской природы. Мы попросили учёного назвать самые красивые места с естественными экосистемами, где есть хорошая туристическая инфраструктура. Ботаник советует хоть раз побывать в Беловежской пуще, Березинском заповеднике, на Браславских и Сорочанских озёрах, посетить пастбищные дубравы и походить на байдарках по Неману и Щаре Липичанской пущи, увидеть горные реки и ледниковые озера Гродненской пущи, дремучие леса и старинные хутора заказника «Котра», Голубые озёра в нацпарке Нарочанский, южную тайгу и партизанские места в заказнике «Красный Бор» и впечатляющие своей опасной красотой, своим разнообразием и масштабами болота: Ельня, Споровское, Званец, а также Ольманские болота.

— Весной или осенью рекомендую побывать на Полесье на Туровском лугу. Там происходит массовая миграция птиц, в одном месте собираются десятки и сотни тысячи куликов, уток, гусей и других перелётных птиц. Птиц огромное количество – до 200 тысяч на 1 квадратный километр! Это очень впечатляет!

А рядом с Гродно рекомендую отдохнуть в заказнике «Озёры». Многочисленные озера и реки, окаймлённые лесными массивами, очень живописны и останутся в памяти надолго.

Фото из архива Олега СОЗИНОВА