Держитесь за оптимистов — экс директор КСМ Леонид Лучина об анекдотах, выговоре и формуле идеального руководителя

Незадолго до Дня города мы встретились с гродненцами, которые немало сделали для процветания нашего края. На этот раз зашли в гости к Леониду Лучине, много лет возглавлявшему комбинат строительных материалов. Год получился для Леонида Александровича тяжёлым: он потерял сына, не отступающий коронавирус… Но 74-летний пенсионер держится, сохраняет дух и встречает гостей.

Готовит кофе по необычному рецепту

На кухне ощущается аромат кофе и гвоздики. Лучина суетится возле плиты с туркой и чайником.

— Угощу своим фирменным кофе! Уверен, вы никогда такого не пробовали, — интригует хозяин.

Он ставит турку на плиту, добавляет корицу, гвоздику, ещё какие-то секретные ингредиенты и все это несколько минут обжаривает на огне, и только потом добавляет воду. Кофе и вправду получается необычным.

Леонид Александрович признаётся, что у него много увлечений. Любит охоту, занимается садом, огородом, выращивает необычные растения, даже краснокнижные. Возле дома растут киви, разные сорта винограда, мята, айва, персик.

Много времени он проводит у плиты.

— Мне нравится готовить. Внук больше всего любит курицу в медовом соусе — всегда делаю это блюдо, когда он собирается в гости.

Леонид Лучина родился в семье сельского учителя под Дзержинском. После учёбы в двадцать два года попал на стеклозавод в Берёзовке. Потом было второе высшее образование и диплом по рыночной экономике. Уже с середины семидесятых Лучина — ярый приверженец рыночной экономики.

Получил выговор за религию

В Берёзовке к Лучине, как секретарю комитета комсомола, на правах райкома приходили документы по религиозным обрядам. Например, кто-то покрестился, кто-то венчался — нужно было разбираться и выносить решение вплоть до исключения из комсомола.

— Я получил выговор после проверки, потому что не рассматривал такие дела, а рвал письма и выбрасывал, — вспоминает Лучина. — Вероисповедание — личное дело каждого человека.

Дубко удивил простотой

На КСМ пришёл в 1995 году. Кандидатуру директора согласовало Министерство строительства и председатель Гродненского облисполкома, им тогда был Александр Дубко. Лучина уверен, что в нём соединились опыт хозяйственника и душевные качества — идеальная модель руководителя.

— Дубко поразил меня своей простотой. Я пришёл в кабинет, он сел за приставной столик и спрашивал, откуда я, кто мои родители. Мы сорок минут разговаривали о жизни. Потом Дубко сказал: «По официальным и неофициальным данным вы должны возглавить гродненский КСМ».

Леонид Лучина обрадовался предложению, потому что на стеклозаводе работать становилось всё труднее: руководство отметало идеи, предложения и инициативы инженера. Их у пенсионера много и сегодня.

— Когда принял комбинат, руины были и в головах. Люди приезжали на конечную троллейбуса, открывали пакеты, доставали сапоги и переобувались, потому что кругом была грязь. Мы только за год вывезли около тридцати тысяч тонн отходов и мусора! Асфальтировали дороги и создавали коллектив, — вспоминает директор.

Анекдот вместо нагоняя

Леонид Лучина руководил комбинатом шестнадцать лет. Проповедовал демократический стиль и никогда не повышал голос на подчинённых. Любую сложную ситуацию пытался «разрулить» анекдотом.

— Кто-нибудь провинится, рассказываю анекдот. Все смеются, понимают, о ком идёт речь, а тот, кто виноват, сразу краснеет, — вспоминает он.

Анекдоты Леонид Александрович специально не собирал, просто запоминал и при случае рассказывал.

Калининград и немецкие технологии

На комбинате выпускали не только кирпичи, но и блоки из ячеистого силикатобетона. Причём дважды случался кризис, когда прекращалось строительство и некуда было продавать продукцию.

— Приходилось затянуть пояса, но ни одного человека не уволили, — вспоминает Лучина.

На стыке 1995 и 1996 годов он побывал в Калининграде. С тех пор российский город стал многолетним партнёром комбината. Гродненцы экспортировали туда около шестидесяти процентов стеновых материалов из всех выпускаемых в Беларуси.

Вместе с этим думали, как улучшить качество. Выбрали дорогую немецкую линию с безотходным производством. До сих пор она остаётся единственной в стране.

— Успехи нашего комбината — это заслуга коллектива: рабочих, инженерно-технических специалистов и служащих, — уверен экс-директор.

На предприятии отремонтировали столовую, привели в порядок пионерский лагерь, где летом отдыхали дети работников. Обновили актовый зал и построили кафе. Организовали спортклуб и художественную самодеятельность. Проводилась круглогодичная спартакиада по двенадцати видам спорта, было даже первенство по бильярду. При каждом цехе имелись комнаты отдыха и баня. Шефскую помощь оказывали средней школе № 16, пограничникам и женской волейбольной команде «Неман»-ГрГУ.

При Леониде Лучине работало 1570 человек, сейчас 370. Последний раз экс-директор на КСМ был в августе, в День строителя. Признаётся, что щемит сердце, когда бывает на родном производстве.

Закрытый клуб директоров

Несколько лет в Гродно существует клуб руководителей-ветеранов, в который входят бывшие директора гродненских предприятий. Вступить в него могут те, кто внёс значительный вклад в экономическое и культурное развитие Гродно. В списке тридцать семь человек — Любчинский, Кравченко, Митрофанов, Ровба, Сазонов, Шишко и другие. Некоторых уже нет …

— Мы хотим, чтобы нынешние власти и горожане помнили о тех, кто много лет отдали Гродно, — говорит Леонид Лучина.

В тему

Первый анекдот Леонида Лучины, 1965 год:

Крайний север, короткое лето. На берегу холодного моря, сняв унты, сидят двое чукчей. Разговаривают, как прошла зима, хватило ли запасов рыбы, как перезимовало стадо оленей, когда морошку собирать. Вдруг один другому шёпотом говорит:

— Хочешь, я тебе политический анекдот расскажу?

Тот в ответ замахал руками:

— Ты что, не нужно, ещё сошлют…