Не поделили балконы и газоны: жители дома на улице Курчатова в Гродно против реконструкции квартир на первом этаже

Жители дома на улице Курчатова, 22 считают, что их права хотят грубо нарушить: без согласия собственников товарищества реконструировать снаружи три квартиры. Это, по мнению жильцов, только испортит внешний вид многоэтажки.

Новостройка, вокруг которой уже несколько месяцев идут споры, находится на углу улиц Курчатова и Дзержинского, рядом с мини-рынком «Девятовка». Больше года назад три квартиры в этом доме по согласованию с администрацией Ленинского района перевели в нежилые помещения и хотели реконструировать под торгово-административные. Однако жильцы дома выступили против этого и теперь судятся за фасад многоэтажки.

Строили дом, как Кремль

— Дом новый, красивый, даже в жилстрое сказали, что строили его, как Кремль. А вид хотят испортить: вместо трёх балконов со стороны подъездов сделать входы, а на газоне — тротуары и подъёмники для инвалидов. Это ущемление наших прав, — считает местная жительница Наталья. — Есть свободные помещения в строящихся домах через дорогу — пожалуйста, покупайте!

Дом и правда смотрится презентабельно и современно. Возле каждого подъезда есть подъёмники для инвалидов. Территория вокруг чистая и ухоженная, на аккуратных газонах высажены цветы.

— Мы не хотим, чтобы наш дом «уродовался». Зачем нам плитка под окном, если сейчас там красивые кусты? С той стороны яблоньки посадили: они цвели розовыми цветками, как сакура. Весь район ходил сюда на них посмотреть. Взгляните на окна — нигде не увидите белых москитных сеток, потому что жильцы заказывают их в цвет окон, стараются, чтобы было красиво, — добавляет Наталья.

Рядом с высоткой находится памятник — небольшая площадка-место, посвящённая съёмкам популярного советского фильма «Белые Росы». По словам жильцов, сюда часто приезжают туристы сделать фото на память.

Решили обхитрить, но не удалось

Сейчас в доме 228 квартир и одиннадцать нежилых помещений, которые выходят на улицу Дзержинского. В них размещаются магазины, точка общепита, аптека, стоматология и офисы. Новые магазины, говорят жильцы, им в доме не нужны: хватает неудобств, которые доставляют существующие арендаторы.

— На тротуары постоянно заезжают, замучились вызывать ГАИ. Поставили полусферы напротив подъездов — не помогает, всё равно умудряются объехать. Курят на крыльце, бычки бросают куда попало. Дворник не выдержал — уволился, — рассказывает Наталья. — Так эти помещения хотя бы были заложены в проекте, а тут люди купили квартиры изначально с намерением перевести их в нежилой фонд. Просто выиграли на разнице: на то время в нашем доме квадратный метр жилья был самый дорогой в городе — 1435 рублей, а метр нежилого помещения стоил 2400 рублей.

Непонятно, что будет в этих трёх квартирах, которые перевели в нежилые помещения. Но жильцы уверены, что их отремонтируют, а потом отдадут в аренду то ли под детскую комнату, то ли под магазин брендовой одежды, то ли под салон красоты. В любом случае проблемы товарищества собственников нежилых помещений волновать уже не будут. А больше всего не повезёт тем, кто живёт на первом этаже и окажется между нежилых помещений, и жильцам сверху, ведь их балконы вдруг станут улицей.

Дело дошло до суда

Свои права жильцы дома отстаивают больше года, а последний раз и в суде, но уже с новым председателем товарищества. Прежний уволился весной.

Ещё прошлым летом, когда стало известно о переводе трёх квартир в нежилой фонд, провели собрание уполномоченных, которое запретило реконструкцию, и направили соответствующие письма во все инстанции.

— В первоначальном варианте было заложено 7 парковочных мест и 76 квадратных метров плитки вместо нашей зелёной зоны. Этот проект мы не согласовали. У нас и так на 228 квартир и 11 офисов всего 90 машино-мест, — рассказала Наталья.

В ответ на это собственники нежилых помещений предложили денежную компенсацию. За свой счёт они пообещали спроектировать и установить два шлагбаума, велопарковки, провести благоустройство (сделать ландшафтный дизайн) у предполагаемых входов в нежилые помещения. Но жильцы отказались и от денег, и от такого соседства.

Тогда бывший председатель провёл экстренное собрание уполномоченных, на котором 7 из 12 присутствующих согласовали реконструкцию. Но это собрание впоследствии суд признал недействительным. Позже члены товарищества организовали письменный опрос среди жильцов. В итоге 97 процентов членов ТС не согласовали реконструкцию и 80 процентов согласились оплатить услуги адвоката и судебные издержки. Но результаты этого голосования тоже не признали, так как оно проводилось не по уставу.

Собственники нежилых помещений внесли в проект изменения: значительно сократилась площадь плитки, убрали 7 мест парковки, вместо них предполагалось, что работники и посетители будут пользоваться существующей стоянкой. Так и не договорившись с жильцами, обратились в суд, чтобы признать решение собрания уполномоченных о запрете на реконструкцию недействительным, а также заставить составить и ознакомить с протоколом собрания уполномоченных, которое незаконно провёл бывший председатель. Однако суд только признал недействительным первое решение, в остальной части иска отказал.

Сейчас, говорят жильцы, проект находится в «архитектуре» и его планируют одобрить без согласия членов товарищества.

— Какое такое возможно? Земля наша, фасады наши и закон на нашей стороне. Я даже кондиционер вешала только после согласования с ТС, — недоумевает Наталья.

Жильцы написали коллективное обращение в УЖРЭП Ленинского района. Они хотят отозвать разрешения администрации Ленинского района на перевод жилых помещений в нежилые, так как в течение года собственник нежилых помещений не приступил к их использованию.

Как должно быть по закону?

Мы связались с предпринимательницей, которая хочет реконструировать нежилое помещение в доме на улице Курчатова, 22. Светлана считает, что дело в суде выиграла. Свои дальнейшие планы решила оставить в тайне.

— То, что хотят жильцы и определённые лица, — они всегда будут об этом говорить и останутся при своём мнении. Вы неправильно проинформированы, и половина информации о том, что у нас происходит с товариществом собственников и какие судебные иски к ним, — это совершенно не то, о чём говорят жильцы, — сказала женщина и положила трубку.

В управлении строительства, архитектуры и градостроительства горисполкома пояснить по данной ситуации ничего не смогли, ссылаясь на то, что ситуация неоднозначная и надо изучать документы.

Однако нынешний председатель дома Андрей Борко считает, что закон на стороне жильцов.

— Согласно пункту 31 статьи 1 Жилищного кодекса, крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции, в том числе и балконы, а также элементы благоустройства являются общим имуществом совместного домовладения. Реконструкция трёх квартир уменьшит долю в праве собственности, а значит, согласие членов товарищества нужно. Это как ты живёшь в двухквартирном доме. Если один решил сделать реконструкцию своей половины, должен получить согласие соседа. И так всегда было, — говорит Андрей Борко. — Более того, жильцы, покупая квартиру в коммерческом доме в подъезде, где нет нежилых помещений, явно не думали, что кто-то позарится на первый этаж.

По словам председателя, вопрос только в количестве голосов жильцов, которое необходимо для принятия решения: если речь идёт о согласовании без передачи части недвижимости, нужно 50 процентов плюс один от общего количества, если отчуждение общего имущества — две трети голосов от всех.

Андрей Борко считает, что самым верным решением в случаях, когда планируешь купить квартиру на первом этаже, а после перевести её в нежилое помещение, не спешить бежать в администрацию за разрешением, а сначала обратиться в товарищество.