Птицефабрика, детский сад и мини-Пышки — как живут в Фабричном

Десять лет назад это была ничем не примечательная окраина. Сейчас микрорайон стиснут между Ольшанкой и промзоной. Журналисты «Вечернего Гродно» побывали в Фабричном — посёлке вроде Коптёвки или Обухово, но с городскими проблемами.

С чего начинался Фабричный?

Если смотреть с высоты птичьего полёта, то Фабричный — ровный прямоугольник со сторонами 900 и 660 метров. В основном здесь стоят частные домики разного «возраста» и дороговизны. По архитектуре легко определить время, когда их строили. Приземистые сельские домики, некоторые с деревянными окнами, явно 1970–1980 годов. Огромные кирпичные особняки, порою в три этажа, родом из первого послесоветского десятилетия. Симпатичные и богатые коттеджи из современных стройматериалов выросли в последние годы. Интересно, что три «эпохи» могут соседствовать на одной улице.

Многоквартирные кирпичные дома высотой два-три этажа в основном расположены на улицах Гродненской и Волкова. Они строились сразу после создания Гродненской птицефабрики в 1964 году и сейчас, за редким исключением, выглядят одинаково неказисто. В них живут внуки и правнуки тех, кто получал жильё от фабрики.

Активная жизнь сконцентрирована на улице Волкова. Тут находятся единственный магазин и Дом культуры. В последнем работает спортивно-развлекательный центр с батутами, салон красоты (он же парикмахерская) и школа английского языка. Есть детский сад на 60 ребят. Сюда также приводят детей семьи из Ольшанки. Молодая мама Екатерина в Ольшанку переехала три месяца назад. Места для ребёнка поблизости не нашлось, сначала возила его в садик на улицу Врублевского, затем перевела в Фабричный.

— Садик тут очень хороший. На автобусе от дома ехать десять минут. Но я бы не хотела в Фабричном жить. Мне нужен хороший магазин, прочая инфраструктура, — сказала девушка.

Есть свои мини-Пышки — лесок между улицами Гродненской и Бакста. Можно было бы устроить зону отдыха, но пока буйствуют непроходимые кусты и высокая трава.

Кто там живёт

Своему появлению Фабричный обязан Коммунистической партии СССР. Именно она в 1959 году решила, что советское птицеводство нужно срочно переводить на промышленные рельсы. В 1962 году было принято решение на базе Гродненской инкубаторно-птицеводческой станции создать фабрику. Датой её основания считается февраль 1964 года, когда на предприятие назначили первого директора. Однако, как признаются работники, наибольшего расцвета Гродненская птицефабрика достигла в середине 80-х годов, когда её возглавил Михаил Муха. При нём окончательно сформировался жилой район.

Что же сделал Муха? Так как дела у фабрики шли хорошо (производство яиц было рентабельным, давали более 200 тысяч штук в сутки), появилась дополнительная прибыль. Деньги шли на строительство домов — для рабочих возвели более 100 квартир. Он же распорядился построить в Фабричном детский сад и Дом культуры. Рядом с ними появилась баня, но её давно закрыли. Был и собственный стадион. Намеревались сделать трибуны для зрителей, но кризис 1991 года разбил планы. Было и озерцо, потом высохло. На птицефабрике числилось 540 работников, количество жителей Фабричного достигало тысячи человек.

В 2001 году Муха ушёл на пенсию, несколько лет подрабатывал, после отправился на заслуженный отдых. Фабричный не покинул. Непритязательный домик не говорит о том, что здесь живёт директор предприятия, на которое приезжали смотреть со всего Союза. Обычная одноэтажная постройка с небольшим огородиком стоит у проспекта Лебедева.

— Тогда время было другое — старались всё для людей делать. У меня было пятьсот рабочих. Их же нужно и расселить, и отдых им организовать. Поэтому на деньги птицефабрики, а их тогда было у нас много, строили и дома, и Дом культуры, и детский сад. Рабочим дали землю под огороды. Чего только не выращивали! При мне начали ставить во дворах хозпостройки для жителей, — рассказывает экс-руководитель.

Михаилу Мухе восемьдесят. Время проводит на придомовом участке, выращивает огурцы с помидорами. В небольшом хозяйстве держит десять кур. По его словам, «современные» яйца он «есть не может — невкусные». Когда в 2017 году открыли проспект Лебедева, стало невозможно спать с открытыми окнами. Он просил установить шумозащитные экраны, но ему отказали.

«Когда рядом не было города, нам было хорошо»

Тихая и размеренная жизнь Фабричного навсегда закончилась десять лет назад, когда на бывшем колхозном поле начали строить Ольшанку. Посёлок оказался в тисках между гигантским микрорайоном и промышленной зоной. Появились непрошеные гости.

— Когда рядом не было города, нам было хорошо. Как заселилась Ольшанка, начали ходить дети. Вытаптывают огороды, рвут вишню или яблоки, в подвалы лазят. Машин стало много, гоняют у нас. Не наши это, всех своих мы знаем. Единственное, что хорошо, так это транспорт. Даже троллейбусы «без рогов» ездят, — говорит местная жительница Чеслава.

Не могло не сказаться на Фабричном состояние птицефабрики. По словам тех, кто на ней трудится, зарплата простого рабочего не превышает 400 рублей, поэтому кто-то уехал на заработки за границу, кто-то спивается.

Жалуются на протекающую крышу и лихачей

«Проблемные» в Фабричном — кирпичные двухэтажки на Гродненской улице.

Их построили пятьдесят шесть лет назад. Сейчас они стали сущим кошмаром для жильцов. Больше всего достаётся дому № 9. После дождя топит площадку у входной двери. Для того чтобы добраться до квартир, используют доски. Иногда прорывает канализацию. Крыша не держит ливни. Несмотря на то что её меняли десять лет назад, вода течёт на лестничную клетку, попадая на электрический щиток. Об этом сообщали в ЖЭС, но реакции нет. В стенах появились трещины. Полусгнившие деревянные лестницы, если что, чинят сами.

— У нас маленькие и неуютные квартиры. Все коммуникации есть, но старые и ненадёжные. Спрашивали в ЖЭСе, когда капремонт, отвечают одно и то же: скоро, — жалуются жильцы.

Они же просят установить «лежачий полицейский» рядом с детской площадкой, которая находится прямо у дороги.

Сколько стоит поселиться в Фабричном?

Предложений о продаже недвижимости в Фабричном немного. В 2019 году за квартиру на Гродненской улице в двухквартирном доме площадью 115 квадратных метров с видом на проспект Лебедева и недалеко от остановки запрашивали 237,5 тысячи рублей. В том же году на продажу был выставлен четырёхэтажный дом 1995 года постройки на шесть комнат общей площадью 360 «квадратов». Цена — почти 750 тысяч рублей. Из свежего — особняк на улице Бондовского. За постройку площадью 98 квадратных метров с летней кухней, баней и гаражом нужно было отдать 186,2 тысячи рублей.

В последние годы здешние участки не выставлялись на торги. Единственное исключение — в этом году выделили 20 соток на улице Волкова под двухэтажный многоквартирный дом с мансардой. За землю просят минимум 17,4 тысячи рублей. Ни один инвестор пока не откликнулся.

Фото Евгения ЛЕБЕДЯ