Умницы и умники Гродно: истории ребят, сдавших ЦТ на 100 баллов

Абитуриенты получают сертификаты централизованного тестирования. В этом году 100 баллов по ЦТ набрали 37 ребят — выпускников школ, гимназий и лицеев Гродненской области. Мы пообщались с некоторыми из них и узнали, куда собираются поступать, сколько бессонных ночей пришлось провести в подготовке к тестам и что нужно знать о ЦТ тем, кто будет сдавать его в следующем году.

«Переживала за правильность оформления»

Любовь КОВАЛЬ окончила гимназию № 1 имени академика Е. Ф. Карского с золотой медалью и десятибалльным аттестатом. Девушка набрала 100 баллов по двум тестам — русскому языку и биологии. Русский углублённо изучала с четвёртого класса, каждый год занимала призовые места на олимпиадах, биологию — с восьмого. К ЦТ по этим предметам начала готовиться в одиннадцатом классе.

— Провела много бессонных ночей. Иногда возвращаешься домой поздно после занятий, а помимо школьных уроков нужно выполнить задания репетиторов. Поспать оставалось совсем немного, — признаётся Люба.

На тестировании больше всего переживала за правильность оформления, ведь от волнения дрожали руки. Из-за этого как раз допустила одно исправление.

— На РТ результаты всегда были высокими, но никогда не достигали 100 баллов. Поэтому были сомнения, возможно ли получить их. Но когда узнала результат, восприняла как должное: ради этого я работала, — говорит выпускница.

Девушка мечтает стать врачом, будет поступать в медицинский вуз. Сейчас определяется с городом.

Её самое большое увлечение — анатомия. Занималась музыкой — фортепиано помогает расслабиться. Любит активный отдых и прогулки по вечернему Гродно.

«Когда стоял вопрос, какой язык изучать, мама подсказала»

У Александры ШУСТЫ, выпускницы гимназии № 1 имени академика Е. Ф. Карского, 100 баллов по немецкому языку. Решила ЦТ за 40 минут, хотя на него отводилось два часа.

— Немецкий учила с первого класса. Моя мама в школе изучала немецкий, и язык ей сильно нравился. Когда стоял вопрос, какой изучать мне, мама подсказала, — вспоминает Саша.

Она окончила гимназию с высоким баллом аттестата — 9,9. Первое время зубрила. С девятого класса стала интересоваться, как легче понимать и запоминать материал. Выискивала познавательные сведения.

— Всегда были проблемы с математикой — включала видеолайфхаки в интернете: как решить задачу просто, понятно и интересно. Или звонила сверстникам, которые понимают предмет, — говорит девушка.

Помимо немецкого учит польский язык и планирует освоить английский. Занималась вокалом и гандболом. Хочет поступать в БГУИР или в БГЭУ на экономиста.

Тем, кто в следующем году будет сдавать, советует ходить на репетиционные тестирования, решать задания, которые не получаются, видеть свои слабые места и обязательно отдыхать. Очень помогают репетиторы, хороший настрой и вера в себя.

«Два часа писал ЦТ, а в последние две минуты нашёл ошибку»

Выпускник Гродненской городской гимназии Максим ПЕТЛЯК получил 100 баллов по математике. Он окончил гимназию с золотой медалью и средним баллом 10. Говорит, что это не сложно, главное — желание и хорошие преподаватели.

К тестированию подготовился за пять дней — прорешал варианты прошлых лет и олимпиадные задания. Высокому результату не удивился.

— Весь год готовился к республиканской олимпиаде по информатике, получил второй диплом. Для меня он более значим, чем 100 баллов по математике. Теперь могу поступать в любой белорусский вуз без ЦТ. Математику писал только потому, что она мне нравится, — рассказывает Максим. — Будущим абитуриентам посоветовал проверять, что написали. Я два часа решал тесты, а в последние две минуты нашёл ошибку. Иногда лучше выполнить меньше заданий, но проверить то, что решено. В математике надо самому думать — зубрить бесполезно.

Хочет поступать в Московский физико-технический институт, но там надо пройти ещё некоторые испытания. Если не получится, может подать документы в высшую школу экономики в Москве, на факультет компьютерных наук: для поступления диплома нашей республики достаточно.

Свободного времени из-за подготовки к олимпиаде у Максима почти не оставалось. Тем не менее любит кататься на велосипеде, играет на пианино.

«Не верила, что можно набрать 100 баллов»

Арина ТРИЛИНГ, выпускница гимназии № 2, в повседневной жизни по-белорусски почти не говорит, только если к ней обратились на родном языке. Зато по тесту получила заветные 100 баллов.

— Какой язык сдавать — русский или белорусский, зависело от того, какого репетитора быстрее найду. Белорусский легче давался, и правила проще. Репетитор и вовсе заставила в него влюбиться, — делится Арина.

Девушка не верила, что наберёт 100 баллов, хотя репетитор убеждал в обратном. Когда весной начала решать тесты без ошибок, поняла, что если собраться, то получится.

— Репетиционное тестирование мне показалось сложнее, чем централизованное. Хотя на ЦТ система оценивания очень строгая: одна ошибка — сразу минус четыре балла. Думала, что не хватит внимательности написать на 100. Настраивалась на 90–95. Решила тест за 25 минут, потом второй раз перерешала. Оставшееся время думала над спорными вопросами, пересматривала бланк. Очень боялась заданий на морфемику и фразеологизмы, — вспоминает выпускница.

Самый любимый предмет в школе у Арины был английский, по нему в тестировании набрала 88 баллов. Кроме этого учит польский и испанский. Планирует поступать на переводчика в иняз в Минске.

«Открыли сайт и сильно удивились»

Среди стобалльников не только бывшие гимназисты, но и выпускники школ. Одна из них — Анастасия ЕВЛОШЕВИЧ, окончившая СШ № 32 со средним баллом аттестата 9,5. На ЦТ у неё 100 баллов по биологии и 90 — по химии.

К испытанию вели напряжённые два года: учила темы по школьной программе, занималась дополнительно. Высоких результатов достигла благодаря педагогам Нелле Михайловне Зубок и Елене Михайловне Третьяковой.

— Поначалу волнение брало верх, было сложно сконцентрироваться на заданиях. Решала на черновике и переносила в бланк ответов, чтобы не было исправлений, — говорит Настя.

Первой о 100-балльном сертификате узнала мама. Вместе открывали сайт, чтобы посмотреть результат, и сильно удивились.

— Итог зависит от многих факторов — удачи, волнения, варианта, обстановки, не только от уровня знаний. Нужно не сдаваться в достижении цели и распределить время так, чтобы отдыхать, иначе может наступить перегорание, с чем я однажды столкнулась.

Настя мечтает стать врачом и планирует поступать в Гродненский медуниверситет. Её решение поддержали родители.

«Когда сдавал, думал: хоть бы написать, а там как будет»

Артур АНОПРИЕНКО — выпускник средней школы № 3 города Дятлово, у него 100 баллов по химии. Парень любит эксперименты, делает монокристаллы из медного купороса и лимонной кислоты и ставит опыты, используя реактивы из магазинов для дачников.

— Химия — это вечное поле экспериментов, потому что можно делать, что хочешь и когда хочешь, — говорит Артур. — Планирую придумать что-то полезное для общества, для поддержания экологии в мире, чтобы было меньше вредных выбросов от деятельности человека.

В третьем классе он решил, что хочет быть доктором. С шестого стал изучать химию в пределах школьной программы. Самостоятельно готовился к ЦТ, решал задания прошлых лет, ходил на репетиционные тестирования. То, что не понимал, просил объяснить учителя. Артур считает, что для успеха нужны удача и желание поступить в вуз по выбранной профессии.

— Результат ЦТ меня удивил, — говорит  он. — Когда сдавал, думал: хоть бы написать, а там, как будет.

Планирует поступать на «лечебное дело» в Белорусский государственный медицинский университет. В прошлом году проходной балл был 368, у Артура сейчас 370. Остаток лета собирается провести в кругу родных и с пользой — поедут рыбачить с палатками на Щару.