Летом асфальт, зимой снег — один день из жизни дорожника в Гродно

Лето — горячая пора не только для отпускников. На магистралях, центральных улицах и во дворах трудятся дорожники. В разгар ремонтов и строек мы встретились с машинистом автогрейдера одного из филиалов ОАО «ДСТ № 6» дорожно-строительного управления № 18 Юрием КОВРАХОМ. Он рассказал, как спасается от жары, почему ездит медленнее, чем ходит, и каким образом оказался за три тысячи километров от родного дома.

В кабине как в аквариуме

Юрий Коврах учился на сварщика, но всю жизнь проработал в дорожной службе. Ему 53 года, из них более тридцати лет он посвятил родному ДСУ-18. Когда-то в этом управлении работал его отец. В 2014 году Юрий получил звание «Почётный дорожник Республики Беларусь» второй степени. Просит не писать об этом — скромничает.

Юрий Иванович — машинист, но не поезда. Он управляет автогрейдером, огромной махиной весом 13,6 тонны. Техника предназначена для профилировки и планировки дорог.

Проще говоря, с её помощью ровняют участок под асфальт или заделывают ямы на гравийной улице. В отличие от обычного автомобиля в спецмашине шесть рычагов (раньше их было десять) плюс тумблеры — каждый выполняет свою операцию. Кабина со всех сторон стеклянная, так что в зной спрятаться негде.

— Если на улице плюс тридцать четыре, то в кабине температура гораздо выше. Кондиционеров нет, две двери — и всё. Сидишь как в аквариуме: как ни встань, солнце светит. Едешь медленно — в среднем со скоростью движения человека. Чуть шире обочина, обгоняют с двух сторон, — рассказывает машинист. — К жаре привык. Беру воды с собой побольше. Зато первый загар появляется уже в апреле.

Стираться приходится часто: работа пыльная и потная. Если ветра нет и нужно работать со щебнем, то пыль идёт столбом прямо в кабину.

— Что шахтёр! — шутит Юрий Иванович.

Обедает на месте, чтобы не тратить время на передвижение до вагончика и обратно. Продукты с вечера держит в холодильнике и носит в металлических контейнерах. Иногда ходит в столовую, если та находится неподалёку от объекта. Рядом с вагончиками имеется биотуалет. Раньше их ставили сами дорожники, теперь нанимают фирму, которая полностью обслуживает бело-синие кабинки.

Трудятся по десять часов и в субботу

Если зима выдалась тёплая, напряжённый труд начинается в апреле. Работать, признаётся Юрий Иванович, несладко, особенно летом, когда сделать надо много и сроки поджимают. Трудятся по десять часов плюс почти в каждую субботу. Перед выездом обязательны медицинский и технический осмотры. Если сильная жара, рабочий день сокращается на час.

— Раньше мы строили дороги круглый год: летом асфальт кладём, зимой сыплем основание, уплотняем. Сейчас в холодную пору года чистим магистрали от снега и льда, — рассказывает наш собеседник. — Мне в Лунно приходится работать, тридцать пять километров от Гродно. Утром уехал и вечером к девяти часам приехал. Дал бы газу, как на легковой, но так не получается.

Сложнее всего трудиться на реконструкции дорог, особенно если некуда пустить транспорт: сужаются и движение машин, и место для дорожников. На новом строительстве, тем более в поле, помех нет. Добавляет хлопот и погода.

— В дождь асфальт не кладут. Но если готовим основание, засыпаем песок, его надо поливать, и такая погода только в плюс — позволяет создать необходимое уплотнение, — объясняет специфику Юрий Иванович.

Несмотря на то, что летом нагрузки много, объёмы всё равно не те.

— Когда на Горнице дорогу из Брузгов делали, потом на Юбилейном, в Озёрах, было пять автогрейдеров и их не хватало, брали в аренду. Сейчас техники в таком количестве не нужно, — говорит Юрий Иванович.

Отправили в командировку за три тысячи километров

За тридцать с лишним лет исколесил почти всю Гродненскую область, был в России, на Севере. Однажды забросило за три тысячи километров от родного дома — в Коми.

— Туда летали самолётом, строили дороги, — вспоминает машинист. — Работали вахтами по пятнадцать дней или по месяцу. Сами себе поесть готовили. Первое время мы всё в России работали: пока дети были маленькие, приходилось тяжело. Теперь дети взрослые: сыну — 25, дочке — 24. Жена привыкла. Да и куда она денется? — смеётся дорожник.

Сейчас он трудится на важном для города объекте — новой дороге, которая свяжет Ольшанку через бывший железнодорожный мост с Грандичами. ДСУ-18 ведёт участок от перекрёстка проспекта Янки Купалы с Южной улицей (возле автозаправки) до Погоран. Уложили три слоя асфальта, как на трассе Минск — Гродно, с учётом интенсивного грузового движения.

В списке крупных объектов, в строительстве которых участвовал Юрий Иванович: улицы в Грандичах, южное полукольцо от Славинского до Суворова, трасса М6 от Гродно до Скиделя и от Щучина до Смолярни, кольцевая в Минске. На его счету десятки километров дорог в Гродненской области.

Где-то побывал дважды: например, строил участок М6 возле Берегового, а спустя 25 лет вернулся на его реконструкцию.

— Самый интересный объект был первый. В 1991 году попал на «обход» Волковыска, Красносельского. Я только отучился — и сразу в командировку на полтора года, — уточняет.

Подсчитать все свои километры Юрий Иванович не берётся. Спидометр такой учёт не ведёт: когда ездишь туда и обратно, то и прибор «крутит то в одну, то в другую сторону».

Дисциплина как в армии

Юрий Иванович не пьёт, бросил курить, старается не материться и очень обижается, когда о строителях отзываются нехорошо.

— Дисциплина у нас строгая. Пьяных за рулём спецтехники не так много встретишь, как на легковых машинах. А если рабочий делает бордюры, поставь десять штук по сто кило каждая! Человеку нужен небольшой перекур. Иногда можем ругнуться матом. Ну а что, если кто-то лезет под колёса, стоит ушами хлопает, а ты сигналишь? Так быстрее понимают, — смеётся собеседник.

Времени на отдых летом почти нет, в отпуск ходят зимой. Сейчас дома делает ремонт, строит дачу. Несколько раз ездил в Польшу и Чехию от управления.

Любит историю, нравятся снимки старинного Гродно. Дома хранит фотоаппарат «Зенит». Одно время увлекался фотографией и ремонтом телевизоров, занимался тяжёлой атлетикой, но забросил — из-за работы нет времени.