Сквозь огонь и дым: как в Гродно, после большого пожара, появилось общество спасателей
Каждый год 19 января спасатели отмечают профессиональный праздник. Накануне даты расскажем, как дружинники помогали 130 лет назад.
В помощь специальным спасательным командам в 1893 году была создана добровольная организация — Объединённое российское пожарное общество. Был разработан устав, в соответствии с которым в городах создавались вольные дружины.
Для Гродно появление общества было актуально, особенно после 1885 года, когда в течение одного дня (29 мая) он фактически был истреблён огнём. Память о страшном пожаре долго будоражила сердца гродненцев, ведь было уничтожено более 500 зданий, тысячи жителей остались без средств к существованию. Это трагическое событие упоминалось в прошении на имя гродненского губернатора Д. Н. Батюшкова, в котором гласные (депутаты) городской думы просили разрешение образовать городское пожарное общество.
Спонсор для дружины
28 июля 1897 года в зале городской управы на первое заседание общества собралось 108 человек. Выбрали правление, установлен минимальный взнос для состоящих в организации — 3 рубля в год. Вводился статус почётного члена общества. Им мог стать высокопоставленный представитель власти (губернатор) или же «спонсор», как, к примеру, хозяин табачной фабрики Т. Л. Шерешевский. Для них был свой минимальный ежегодный взнос, по тем временам очень приличная сумма — 100 рублей (две месячные зарплаты младшего офицера). Деньги должны вноситься в первые два месяца года.
Первым председателем общества был избран городской голова И. С. Михальский. Начальником вольной (добровольной) пожарной команды стал Р. Л. Штегер. В ходе дальнейших заседаний правления и собраний определены годовой бюджет организации, набор инструкций, штатное расписание огнеборцев. Команда состояла из 169 человек и делилась на семь отрядов. Во главе каждого стояли командир и помощники. Рядовые разбились на лазальщиков, водоснабжателей, вещеспасателей, оцепителей. Чуть позже при пожарном обществе был образован оркестр из 18 человек под управлением г. Гинзбурга.
На торжественном открытии «подожгли» дом
Торжественное открытие вольной пожарной команды состоялось 31 мая 1898 года на площади перед не сохранившейся до наших дней церковью св. Александра Невского (площадь Тизенгауза). Дружина выстроилась по отрядам. За рядами стоял обоз — конная и две ручные пожарные машины, три водоподвозные бочки и повозки с лестницами, баграми и прочими принадлежностями.
Приветствовать дружинников прибыло гражданское и военное начальство во главе с губернатором Батюшковым и командиром корпуса генералом Щербатовым, духовенство вместе с епископом Иоакимом. Собралось много горожан.
Знамя-хоругвь команды было освящено и вручено председателю общества. Дружинники прошли церемониальным маршем и устроили показательные учения. Мнимый пожар охватил дом возле площади. Моментально по команде группа оцепителей очистила от посторонних территорию возле него. Как описывает корреспондент газеты «Наше утро», в несколько секунд часть дружинников была на крыше и в окнах здания, одновременно заработали пожарные машины, были укреплены лестницы и верёвки. Ещё через мгновение по сигналу трубы «отбой» всё действо завершилось и дружинники, заняв места в строю, направились под сопровождение оркестра в пожарное депо. Там был оставлен обоз, а знамя отнесли в помещение городской управы (находилось на нынешней Советской площади).
Спасали квартиры и заводы
В тот же день добровольцы приняли боевое крещение, потушив пожар в жилом доме на Мещанской улице (ныне Стефана Батория). Несмотря на то что город был небольшой (около 50 000 жителей), чрезвычайные происшествия с огнём происходили часто. С середины 1898-го по середину 1914 года их было зарегистрировано 1200, или в среднем 75 в год (тогда как в 2019-м — 90).
Пожары подробно описывались в прессе. Основные причины возгораний — неисправность печей, воспламенение сажи в трубе и людская неосторожность. Интересное объяснение встретилось в заметке о случае в деревне Солы:
«…неосторожное обращение с огнём женщины во время лечения поросёнка».
География пожаров разнообразна. Вот несколько адресов в 1912–1913 годах: лесопильный завод братьев Аркиных и Ш. Фрухта на Подольной улице, магазин готовой обуви на Мещанской, табачная фабрика «Ручной труд» товарищества «Ю. Каган и Ко» на Иерусалимской (ныне улица Антонова), пекарня в доме Брамсона на Полицейской (ныне улица Кирова), здание еврейского приюта на Малой Троицкой. Упоминается большое количество квартир и домов горожан.
Вскоре при команде был создан санитарный отряд для помощи пострадавшим на пожаре. Ранения и ожоги были не редки и среди спасателей, но тем не менее, судя по отчёту 1914 года, случаев их гибели за время существования общества не было.
Спор из-за городского сада
Содержание вольно-пожарной дружины обходилось недёшево. Кроме периодических взносов, которые платили члены общества (от 3 до 100 рублей), городская управа выделяла ежегодно 3000 рублей на лошадей, аренду конюшни, помещений для обоза, правления и оркестра. Но и этих средств было недостаточно. Отсюда крайне запущенное состояние обоза. Причём до такой степени, что на год пришлось отложить празднование 15-летия общества.
Однако власти всячески поддерживали дружину. Зимой в здании городской управы давали благотворительные танцы для молодёжи. В 1912 году городской сад был передан в ведение общества для «пожарных гуляний». Попасть в парк в выходной день на такой праздник стоило 20–25 копеек. Сумма по тем временам весьма приличная. Но чем хозяева могли удивить? Да в том-то и беда, как пишет газета, что ничем. Однообразием, стандартом, безвкусицей и «неджентльменским отношением к своим обещаниям», то есть программа праздника не соответствовала действительности. Дошло до того, что оркестр заменяли граммофоном, выставленным на окно павильона. На городское управление и пожарное общество обрушилась волна возмущения горожан, которых активно поддержала пресса. Они сетовали на то, что людям среднего достатка фактически негде с семьёй провести выходные и подышать свежим воздухом. Некуда пойти детям, остающимся летом в городе.
Парк всё же остался в ведении пожарных, но гулянья старались делать интереснее для посетителей. К примеру, 14 июля 1912 года проводился маскарад. Победители — «аэроплан» и «пастух» — получили специальные призы от жюри. Стали придумывать детские праздники.
Как отметили 15-летие
Пожарные ярко и торжественно отмечали годовщину образования общества. По разным причинам единой даты проведения не было. Но непременно летом. Подготовка всегда велась заранее, а сценарий из года в год был одинаковым. Утром дружина выстраивалась перед городским управлением и со знаменем под звуки оркестра двигалась по Соборной улице (Советской) к церкви Александра Невского. После молебна и парада в городском парке накрывали стол для дружинников и членов общества. Вечером там же для гродненцев устраивались гулянья.
Знаменательная 15-летняя годовщина пожарного общества выпала из череды обычных. Во-первых, потому что была отложена на год из-за ремонта обоза. Во-вторых, впервые торжественное мероприятие фиксировалось кинематографическим аппаратом. И в-третьих, по случаю двойной даты (15- и 16-летия) дружинники предстали в новой форме. Их количество возросло до 200 человек. Впечатлял обновлённый обоз из трёх пожарных машин на конской тяге, восьми железных бочек, катушки с рукавами и раздвижной лестницы.
Получилось, что праздник 15 июня 1914 года фактически стал последним в истории губернского Гродно. Через считанные недели грянет Первая мировая война.
Денис ТАРАСЮК, историк