Маленькая улочка большого человека. В честь кого на самом деле названа улица Гинтовта в Гродно

До сих пор многие ошибочно считают, что улица Гинтовта в Зарице-1 названа в честь знаменитых военнослужащих или деятелей революционного движения. Но это не так.

Бернардинский костёл на рисунке Наполеона Орды. Таким он был во времена Александра Гинтовта

Известный гродненский педагог и краевед, член городской топонимической комиссии Александр Гостев предполагает, что улица названа именем известного религиозного деятеля Беларуси, Литвы, Польши и России Александра Казимира Гинтовта-Дзевалтовского (1821–1889).

Был главой католиков Российской империи

Гравюра с изображением Гинтовта из журнала «Всемирная иллюстрация» за 1883 год. Т. 29. № 748. С. 381

Александр Казимир Гинтовт-Дзевалтовский родился в местечке Воишканы Ковенской губернии. Он происходил из древнего литовского дворянского рода, известного с 1520 годов и принадлежащего к гербу «Трубы», к тому, что и магнатский род Радзивиллов.

Гинтовт прошёл путь от семинариста до главы всех католиков Российской империи. В 1883 году папой Римским Львом XIII был назначен архиепископом Могилёвским, митрополитом всех Римско-католических церквей Российской империи. В 1883–1889 годах также являлся апостольским администратором Минской епархии и председателем Римско-католической духовной коллегии.

За заслуги перед государством он был награждён орденами Святой Анны и Святого Станислава 1-й и 2-й степени, Святого Владимира 3-й степени, медалями. Умер в 1889 году. Похоронен на Выборгском римско-католическом кладбище в Санкт-Петербурге.

Посвятил Гродно 15 лет жизни

В Гродно ксёндз Александр Казимир Дзевалтовский-Гинтовт жил с 1855 до 1870 года. Он сделал многое для духовной, политической, общественной жизни, благотворительности и культуры края.

С 1855 по 1870 год был настоятелем прихода побернардинского костёла. После 1861 года стал деканом Гродненского деканата, в подчинении которого находились католические приходы Гродно и Гродненского уезда. С 1864 или 1865 года по 1870 год исполнял должность архидиакона Белостокского — вышестоящего духовного лица для Гродненского деканата.

В 1863 году ксёндз Гинтовт участвовал в подготовке восстания и вошёл в созданный Калиновским и Врублевским Гродненский революционный комитет. Он был хорошо знаком с активисткой женского комитета восстания Элизой Ожешко. По одной из гродненских легенд, в подземельях побернардинского костёла было спрятано оружие для участников восстания.

В 1863–1866 годах ксёндз Александр Гинтовт являлся официальным духовником политических заключённых в Гродненской тюрьме и других местах заключения губернии.

Ксёндз Александр Гинтовт пользовался высоким авторитетом. С 1864 года священнослужитель стал почётным каноником Виленского и Сейненского (Августовского) капитулов.

В Памятной книжке Гродненской губернии на 1870 год указано, что Александр Гинтовт на тот момент был кавалером ордена Святого Станислава 2-й степени, награждён наперсным крестом и медалью в память войны 1853–1856 годов (Крымская война).

В 1870 году за отказ подчиниться требованию правительства употреблять в дополнительных католических богослужениях и проповедях русский язык вместо польского Гинтовт на два года был отстранён от духовной деятельности и выслан в Сувалки (Августовская губерния).

Собрал библиотеку из 3000 ценных книг

Гинтовт оставил богатый след в истории культуры Гродненщины как библиофил и видный коллекционер, ценитель и пропагандист искусства.

В 1850–1860-е годы крупнейшими библиотеками нашего города являлись публичная библиотека (её продолжательница сегодня Гродненская областная научная библиотека имени Е. Ф. Карского) и книжное собрание мужской гимназии. Однако частная библиотека ксендза Гинтовта могла поспорить с ними по своей ценности.

Современник Гинтовта, проживавший в тот период в Гродно, член-сотрудник императорского русского географического общества Генерального штаба подполковник Павел Бобровский в своей книге писал, что «библиотека Гинтовта состоит из 3000 книг, нескольких рукописей и коллекций разных исторических документов королей польских от Сигизмунда I-го Старого до Станислава Августа (Понятовского. — Прим. авт.). Вся эта библиотека состоит большей частью из древних книг; несколько книг печатаны в 1440–1490 годах, спустя несколько десятков лет по открытии книгопечатанья. Кроме известных хроник Меховиты, Длугоша, Кадлубка, Сарницкого, Оржеховского, Гвагнина, Стрыйковского, Кромера и Бельского, в числе их есть ещё летопись Ивана Шлейдана на польском языке. Тут находятся редкие издания библий, псалтыри, средневековые: права, статуты, полное Volumina Legum (многотомный свод законов, сеймовых постановлений, привилегий и других законодательных актов Польши, Беларуси, Литвы и правобережной Украины с 1347 до 1793–1795 годов. — Прим. авт.) и т. д. древнего издания».

Сам Павел Бобровский, вероятно, воспользовался библиотекой для составления своих «Материалов» о Гродненщине, ставших одним из наиболее ценных источников о Принеманье XIX века.

В галерее хранил картины Рубенса и ван Дейка

Бобровский с восхищением сообщал и о «картинном кабинете» Гинтовта — богатейшем собрании художественных полотен, и его сведения ошеломляют: «В картинной галерее Гинтовт имеет до 80 экземпляров (художественных полотен. — Прим. авт.), в том числе около 50 оригиналов. Большая часть картин писана кистью древних художников. Некоторые из них принадлежат художникам, пользующимся известностью. В этом прекрасном сборнике замечательны следующие картины: «Распятие Спасителя» Рубенса, «Младенец в шапке» ван Дейка, «Цветы» ван Гуйсума, «Убитые птицы» Гондеркоотера, «Старик с сумою и собака» Каллета, «Замок и разные виды» Луки Ван Удена, «Фрукты, апельсины, раскрытый турецкий орех и два грецких ореха» Ван дер Вельде, «Пожар Трои» Ван дер Верффа, «Пасущиеся стада» Павла Потера, «Мадонна» Петра Миньярда, «Привал», представлен старик с пустой чашей, в неё заглядывающий, Давида, и т. д.»

Картинами из собрания Гинтовта вдохновлялись художник Наполеон Орда и живописец Яков Зенькович — выпускник Санкт-Петербургской академии художеств, с 1860 по 1880 годы — учитель чистописания, рисования и черчения в гродненских мужской классической и женской Мариинской гимназиях, который много рисовал для костёлов.

В дальнейшем коллекция картин Гинтовта была приумножена, как и его библиотека, но позже вывезена из Гродно. По самым скромным подсчётам, на сегодняшний день она стоила бы не менее сотни миллионов евро.

Историк и краевед Александр Гостев считает, что «картинный кабинет» ксендза Гинтовта в Гродно являлся первой частной картинной галереей принеманского края.