Хотел заработать 20 рублей, а потерял 400! Как не попасть на удочку мошенника в интернете

Потерей 400 рублей закончилось для нашего читателя желание продать на одном известном сайте бесплатных объявлений ненужную вещь. Ему предложили переправить товар через услугу доставки, для чего понадобились данные его банковской карточки. Ничего не подозревающий мужчина выполнил просьбу покупателя, однако, как выяснилось, с ним общался мошенник. Как так получилось и можно ли было распознать обман, выяснил корреспондент «Вечернего Гродно».

Носит иллюстративный характер. Фото: tomorrowbits.com

«Когда списали 400 рублей, понял, что меня развели»

Ненужные вещи на «Куфаре» Григорий выставляет регулярно. Объявление о продаже за 20 рублей новой сапёрной лопатки, которая ни разу не использовалась, он опубликовал на сайте утром, а в обед с ним по вайберу связался покупатель, который представился Пашей.

— Он предложил купить лопатку через «Куфар Доставку». Я про неё слышал, но никогда не сталкивался. Этот Павел говорил, что на самом деле всё просто: мол, товар у меня заберёт курьер, а покупатель переведёт деньги прямо на мою банковскую карту. Я посчитал, что так мне будет удобнее, ведь не надо отправлять по почте, — вспоминает Григорий.

После этого Павел скинул ссылку на поддельный сайт dostavka-kufar.by, который выглядел реалистично и был точь-в-точь как настоящий «Куфар». Григорий проверил данные покупателя — его звали Павел Курильчик из Столина. На сайте Григорию предложили ввести реквизиты банковской карты, в том числе CVC-код (три цифры на задней стороне карты рядом с подписью владельца). Не распознал подвоха и тогда, когда попросили ввести точную сумму, которая находилась на балансе карты.

— Сперва я дал данные одной из карточек, где на счету находилось меньше рубля. Однако покупатель сказал, что эта карта не подходит и предложил воспользоваться любой другой. После этого я ввёл данные карты с балансом 416 рублей. Мне должен был прийти код подтверждения, но его всё не было. Павел говорил, что перевёл деньги и проблема в моей карте. Мы так и вели диалог, пока мне не пришло уведомление, что с моей карты снято 400 рублей. Вот тогда я и понял, что меня развели, — говорит наш герой.

Оказалось, таких много

После этого Григорий позвонил в банк, чтобы отменить операцию, но ему сказали, что ничем помочь не могут — перевод совершён. Мужчина обратился в милицию. Возбудили уголовное дело.

— Когда следователь начал оформлять бумаги, я спросил, насколько велики шансы вернуть украденные деньги, ведь сумма для меня ощутимая. Он ответил, что вероятность всего один-два процента, и это в лучшем случае. Скорее всего, мошенники находятся за границей. Можно обратиться в свой банк, но ответ на запрос придётся долго ждать. И я понял, что с деньгами надо навсегда распрощаться, — шутит Григорий.

По словам следователя, нас таких много — только за смену в тот день к ним обратилось четверо пострадавших, которых кинули по аналогичной схеме. Суммы «увели» разные — 240, 350 рублей. За неделю счёт таким обращениям идёт на десятки. По словам следователя, вычислить мошенника можно на стадии переписки. Нужно было обратить внимание на номер телефона в вайбере. У Паши он начинался с +3725, хотя должен был — +3752. Настоящий сайт доставки «Куфара» — dostavka.kufar.by, у мошенников был dostavka-kufar.by. И, наконец, для перевода денег с карточки на карточку CVC-код не требуется.

— Согласитесь, сразу эти нюансы трудно заметить, но на это и расчёт, — резюмирует Григорий.

Как распознать обман?

Как рассказали представители «Куфара», заметить обман неподготовленному пользователю сложно: страницы поддельных сайтов полностью копируют дизайн их сервиса, а письма якобы от лица службы поддержки создаются максимально похожими на реальные рассылки. Домены (адреса страниц) пытаются замаскировать под страницы народной площадки объявлений: например, вместо официальной страницы Kufar.by мошенники предложат перейти на Kufar.сс или kufar.store.

— На «Куфаре» переслать фальшивую ссылку нельзя — её блокирует система безопасности, поэтому мошенники всеми силами и под любыми предлогами пытаются перевести общение в мессенджеры. Поэтому, если в мессенджере или в почте вам присылают ссылку на «Куфар», не переходите по ней. Используйте официальное мобильное приложение «Куфара» или наберите нужный адрес сами, — отметили в службе поддержки.

Попасть в сети обмана могут не только покупатели, но и продавцы.

— Мошенники используют шесть основных схем, успешно опробованных в России. В зависимости от того, насколько доверчив собеседник, одна схема может перетекать в другую или изменяться, чтобы не вызывать подозрений. Мошенники хорошо чувствуют эмоции собеседников, играют на их доверчивости и открытости. Могут рассказывать, что попали в сложную жизненную ситуацию и продают вещь за бесценок, потому как нужно оплатить лечение родственнику, учёбу ребёнку или спасти бизнес, пострадавший от кризиса. Поэтому мы просим изучить основные схемы обмана и при возникновении малейших сомнений немедленно отказаться от сделки, — добавили на «Куфаре».

Справка «ВГ»

По данным УВД Гродненского облисполкома, ежедневно фиксируется один-два факта кражи денег через подставные сайты. В целом же за ноябрь по Гродненской области было отмечено около 300 случаев интернет-мошенничества. В основном лишаются 200–300 рублей, однако было, что мошенники за раз сняли 1 тысячу.

— Ни в коем случае никому нельзя передавать реквизиты банковской карты! Даже сотрудники банка не имеют права узнавать у вас информацию, которая касается реквизитов вашей платёжной карты, — предупредили в милиции.