Страсти на гродненском море: почему путь к воде преграждают бетонные блоки, и есть ли будущее у водохранилища
Рыбаки хотят приезжать к берегам на машинах, а не идти пешком, но им не дают и ставят на пути бетонные блоки. Другие мечтают взять разливы в аренду, но этому мешает генплан развития. Есть ли будущее у Гродненского моря, или берега так и останутся дикими?
На разливах Гродненского водохранилища любители рыбалки и руководители ОАО «Черлёна» не могут найти общий язык. Несколько лет в районе деревни Глядовичи Мостовского района между ними идёт борьба. Сельхозпредприятие, которому принадлежат земли, перекрывает путь к воде транспорту рыбаков, размещая на дорогах бетонные блоки.
Планы только на бумаге
После того как в 2012 году запустили Гродненскую ГЭС, у нас появилось своё «море». Широкие разливы Немана между Гродненским и Мостовским районами манят удивительной красотой и могут стать изюминкой для отдыха не только местных жителей, но и иностранных туристов. Не хватает инфраструктуры для цивилизованного отдыха, хотя по планам на берегах должны появиться спа-центры, яхт-клубы, прокаты катамаранов, кемпинги и многое другое. Но инвесторы и государство вкладываться не спешат.
В тёплое время года Гродненское море остаётся диким и привлекает рыбаков да туристов с палатками. Если посмотреть на водохранилище со спутниковых карт, можно увидеть, что часть его в районе деревни Глядовичи Мостовского района, отделена от русла Немана фрагментами суши и даже отличается цветом воды. Грубо говоря, это заливы, которые соединяются с рекой несколькими трубами, спрятанными под землёй.
Несколько лет назад здесь косили траву, но сейчас перестали. Эти мысы облюбовали рыбаки, но недавно они столкнулись с тем, что дороги к воде перекрываются бетонными блоками. Заехать вглубь и остановиться на небольших полуостровах невозможно.
«Кирпич» на пляже
Александр из Гродно, которого встретил недалеко от пляжа, рыбачит на Гродненском море много лет. Он говорит, что рыбы хватает, попадаются даже трофейные сазаны по 10–15 кило. Путь к воде перекрыт шлагбаумом, стоит запрещающий знак, поэтому он оставляет машину на стоянке и за сто метров тащит лодку к вагончику спасательного поста.
— Недалеко до берега, можно потерпеть. Хотя приезжала мостовская милиция и штрафовала за заезд под знак, — говорит рыбак. — Знак повесят, его сломают или разрисуют. Выкопают яму, рыбаки её закопают, и так продолжается постоянно.
Едем дальше, минуем кладбище и через лес выезжаем на поляну. Здесь рыбачат пять человек. Они показывают на бетонные блоки и яму — дорога перекрыта. По ней можно проехать почти 900 метров до края разливов и разместиться на небольших полуостровах и косах, до которых больше километра. Ширина суши — от 30 до 150 метров, хватает места и рыбакам, и туристам с палатками. При этом вполне можно оставить машину в 30 метрах от берега, не нарушая правил. На снимках со спутника можно разглядеть автомобили, но это было раньше.
— Кому удобно оставлять машину и идти два-три километра вдоль берега, чтобы порыбачить, когда можно было подъезжать прямо к воде? — спрашивают местные жители, которые ловили ершей. — Сначала блоки растягивали, теперь их вкопали в землю.
Оставить авто можно на стоянке в 250 метрах от въезда на косу. Дальше — пешком.
Всё дело в мусоре?
Действительно, на берегах много мусора, который оставляют рыбаки и отдыхающие. На стоянке есть бак, но переполненный.
Правда ли, что это хозяйство перегораживает подъезды к реке и какие планы на водохранилище, мы попытались выяснить в ОАО «Черлёна», управление которым находится в Лунно. Но директор Анатолий Свистун разговаривать отказался и посоветовал обращаться в райисполком:
— Какая разница, кто устанавливал блоки? Связывайтесь с райисполкомом, у них 99 процентов акций нашего предприятия.
Начальник отдела организации производства, первый заместитель начальника управления сельского хозяйства и продовольствия Мостовского райисполкома Дмитрий Хваль пояснил, что земли на Гродненском море являются водоохранной зоной:
— Рыбакам хочется подъехать под самую воду, они заезжают на водоохранную зону, ставят машины близко к воде. Они там вообще не должны находиться. Для этого есть стоянки. Кроме этого оставляют после себя много мусора. В итоге сельсовет постоянно направляет туда людей для уборки.
Водохранилище может стать центром рыболовного туризма
Несмотря на конфликты между рыбаками и хозяйством, на водохранилище семь лет проводятся соревнования по спортивной рыбалке. Они входят в календарный план областного спортуправления. Минувшие выходные не стали исключением: на разливах соревновались более 40 фидеристов.
По словам председателя РОО «Белорусский рыболовный клуб» Вадима Смолякова, организация хотела взять разливы в аренду, чтобы развивать дикую рыбалку и приглашать «безвизовых» иностранных туристов, у которых есть интерес к такому виду отдыха, но им отказали из-за генплана. По этому поводу в облисполкоме создали комиссию.
— По закону, реку Неман брать в аренду запрещено, а разливы, которые соединяются с Неманом лишь несколькими трубами, юридически не выделены в отдельный водоём. В этом вся загвоздка, — объясняет Вадим Смоляков. — Мы готовы стать арендаторами, зарыблять водоём, следить за чистотой и порядком и развивать спортивное рыболовство.
По генеральному плану развития водохранилища, в районе Глядовичей предусмотрено строительство Дома отдыха и летнего кинотеатра, но никак не развитие рыболовства и проведение спортивных соревнований. Правда, инвесторов для реализации генплана нет. Получается, что процесс тормозится генпланом.
К слову, Гродненская область является лидирующей в стране по спортивной рыбалке, но соревнуются обычно в Зельве, а могли бы ближе к Гродно.
В тему
Перекопанными оказались подъезды и с другой стороны водохранилища. Запрещающие знаки и бетонные блоки лежат в деревне Декаловичи Гродненского района. На табличках перед полевой дорогой указано, что проезд по посевам запрещён, иначе штраф до 5 базовых величин.