Автоспорт будет жить — под Гродно построили трассу для гонок
Энтузиасты построили возле Гродно трассу для автокросса, чтобы возродить в городе некогда популярный, но забытый вид спорта. Крутые виражи оценили журналисты «ВГ».
Больше сорока лет у Кургана Славы была трасса для автокросса. Здесь проводились соревнования, собирались зрители, стояла столбом пыль. Однако в прошлом году на площадку приехала строительная техника, чтобы добывать песок для новой развязки и объездной дороги, которые прокладываются по соседству. Трасса была «незаконная», никаких документов на неё не было. Теперь об её очертаниях напоминают разве что старые снимки со спутника, а в реальности горы как не бывало.
Но любители автоспорта горевали недолго. Неравнодушные гродненцы, которым дороги воспоминания молодости, яркие гонки и достижения гродненского спорта, обратились к властям города и района, чтобы им предоставили участок для организации трассы. Рассматривался район деревень Лапенки и Беляны, но выбор остановили на бывшем карьере между усадьбой «Коробчицы» и дачами садоводческих товариществ «Метролог» и «Витамин».
Так выглядел карьер до тех пор, пока туда не пришли автогонщики
Место классное: рядом парк активного отдыха, партизанский лагерь, с горы открывается вид на агротуристический комплекс и город.
— Трасса получилась просто бомба, — не скрывает радости один из организаторов сооружения Александр Мокрый. У него свой бизнес по транспортным услугам, который мужчина передал сыновьям. Появилось время и возможности для хобби молодости: Александр любит промчаться по трассе и входить в повороты.
Подросток обставляет взрослых
Трассу протяжённостью 900 метров помогали строить единомышленники: гродненские спортсмены, любители автокросса, неравнодушные бизнесмены на безвозмездной основе. Но главный вопрос с землёй решили власти. Трасса закреплена за коммерческой фирмой. Всё на законных основаниях.
— Нам здорово помогли председатель Гродненского райисполкома Ян Василевский и начальник отдела архитектуры района Анатолий Король, без них трудно было реализовать проект, — рассказывает Александр Мокрый.
Когда-то здесь был карьер такой глубины, что туда мог поместиться пятиэтажный дом. Сюда сваливали строительный мусор и камни. Но в итоге техника засыпала карьер, выровняла грунт, а затем по свежему покрытию продолжили проезжую часть для гонок. Получилась одна из лучших трасс в Беларуси. Немногие из них имеют ширину 16 метров и крутые виражи.
Никакой коммерческой выгоды организаторы получать не будут. Наоборот, они бесплатно предлагают гродненцам, особенно юным любителям оторваться от гаджетов и заняться автоспортом. На наших глазах виражи опробовал шестнадцатилетний Николас Шурба.
Его называют будущей звездой гродненского автокросса: он рулит так, что обставляет взрослых соперников. К спорту его приучил отец, автогонщик. Парня тренирует известный гродненский ас Юрий Белоруков — восьмикратный чемпион Беларуси, мастер спорта по авто и мотоспорту.
На чём кататься?
В Гродно есть пятнадцать спортивных машин, в основном советские модели «Жигулей». В отличие от иностранных собратьев они неприхотливы в обслуживании, к ним легко найти запчасти.
— Обычным автомобилям на трассу нельзя, могут соревноваться только специально оборудованные машины, с каркасом безопасности и многими другими особенностями, — говорит Александр Мокрый. — Мы не будем брать деньги и сдавать авто в аренду любому желающему. Хочешь покататься, приходи, покрути гайки, докажи, что тебе это интересно. Мы поддержим детей, причём и мальчиков, и девочек. В Европе девчонки с восьми лет гоняют.
На трассе запрещено ездить на квадроциклах. На повороте можно вылететь и получить тяжёлые травмы. Кстати, за порядком на объекте «следят» фотоловушки, въезд перекрыт шлагбаумом. Никаких нелегальных гонок.
Дачники не хотят шума
Старожилы рассказывают, что некогда между нынешними дачами и Гневейщиной шла старая брукованка из Гродно в Белосток (если вы на карте соедините линией центры двух городов, получится, что путь как раз проходил в этих местах). Сейчас поле обступают садовые товарищества. Дачники опасаются, что гонки нарушат их спокойную жизнь. Однако при строительстве специалисты замеряли шум от автомобилей: при норме 55 децибелов зафиксировали показатель 44. Во многом громкость гасят отбойники из песка.На трассе будут проводить соревнования с приглашением зрителей. Им есть где безопасно разместиться, чтобы видеть всё происходящее. Появится стоянка для авто и зона отдыха.
История гродненского автокросса делает новый виток…