Бабушки бегут из Рая! Фотограф из Гродно проехал зарубежную Беларусь, полетал над Марсом и Венерой, нашел Правду, увидел Париж и Хорошее
Сергей Морозов, он же Banifacyj, который славится оригинальными идеями и их ярким исполнением, снова удивил. В отпуске он вместе с семьей составил маршрут по белорусским деревням с иностранными названиями и побывал в Сомали, Париже, Дубае и Бенине, нашел в нашей стране Хорошее, Правду и Майдан, очутился в Раю, приземлился на Марсе и Юпитере, застрял в грязи на Кавказе. О необычном путешествии длиной в шесть дней и 3388 километров по синеокой, ощущениях и впечатлениях от увиденного, Сергей рассказал «ВГ».
На Кавказе застряли в грязи
Идея проехать по населенным пунктам Беларуси с иностранными названиями появилась у фотографа три года назад. Он завел папку, куда скидывал названия оригинальных деревень и прикидывал примерный маршрут.
— Этим летом хотели прокатиться по Европе, объехать пять морей и добраться до края Греции, но из-за коронавируса планы отменили, поэтому решили вернуться к старой идее. Все знают белорусские Бали, Париж, Дублин и Коссово, но таких названий гораздо больше,— рассказывает Сергей. — Изучил списки деревушек, составил маршрут и поехал снимать с высоты птичьего полета.
Иностранных названий Сергей Морозов насобирал 35. К ним он добавил другие интересные: Рай, Радуга, Хорошее, Правда, Козлы, Панки, Бухали, Рыгали. В итоге Сергей с супругой Наталией, детьми Алисой и Даней посетили около 70 пунктов. Cтартовали из Гродно в Глубокое, затем оттуда в Оршу, и дальше по стране проехали все области. В итоге получился такой маршрут.
Для сравнения Сергей сделал карту мира, как бы она выглядела, если бы он посетил настоящие города.
— Пунктов было много, поэтому на съемку одной деревни отводил не более 20 минут. Ежедневно мы проезжали от 500 до 700 километров, — говорит Сергей. — Думал, что в Беларуси асфальтированные дороги, но стоило съехать с трассы, как асфальт сменялся гравийкой. Так, в одну сторону мы однажды проехали 35 км по такому покрытию. Это самая долгая гравийная дорога на моей памяти.
В деревне Кавказ Пежо семьи Морозовых застряло в грязи. Сергей смеется, что год назад в Грузии случилось то же самое. На этот раз в яму попало одно колесо. Подкладка веток не помогла, пришлось выгребать грязь руками.
— Лопаты с собой не было, выложил ее перед поездкой, — говорит Banifacyj. — Вокруг никого не было, дворы выглядели заброшенными, и только перед выездом из деревни услышали вдалеке стук топора.
С этим происшествием путешественники провозились полчаса. Но опасными дорогами Морозовых не испугать. С маршрута они не свернули ни разу.
Бабушки испугались дрона
— В деревне Рай бабушки увидели дрон, испугались и хотели бежать. Однажды уже летал дрон, позже узнали, что это МЧС мониторил пожары, подумали, что и сейчас снимают пожар сверху и решили, что нужно спасаться.
Деревня Рай
Неудивительно, что на фото и видео Сергея очень мало людей. Дело в том, что большинство деревень находятся на грани вымирания, там находятся пару домов и живут несколько человек. Получается, что кроме таблички с названием смотреть там не на что. Да и табличку обнаружить удавалось не всегда, местные жители рассказывают, что их часто воруют туристы как сувенир.
— Под Дзержинском есть деревня Юпитер, а сразу на ней — Марс. Думали сделать фото на фоне двух табличек сразу, но Марс украли, — смеется фотограф.
На Дубай добирались паромом
Белорусская глубинка по впечатлениям Сергея Морозова оказалось разной. Он до последнего надеялся увидеть мини-городки европейского типа, где есть жизнь. Но оказалось иначе. Если агрогородки «блестят» снаружи, то внутри мало что изменилось — там все тот же совковый сервис и позавчерашние привезенные с «большой земли» беляши. Между агрогородком и обычной деревней — пропасть. Сергей уверен, что если через несколько лет снова проехать по деревням с интересными названиями, половины из них уже не будет. Зато приятно удивил Островец.
— Разница между севером и югом, западом и востоком Беларуси колоссальна. Везде свои традиции. Например, в Могилевской и Гомельской областях мы видели на окнах домов красивые резные ставни. В Витебской области больше зелени и аистов. Птицы там в каждой деревне и на каждом столбе! — вспоминает Banifacyj. — С другой стороны, чувствуется единство народа. Куда бы мы ни приехали, мы везде ощущаем себя белорусами. У нас нет религиозных распрей, в городках костелы, церкви и синагоги находятся рядом, у нас единое историческое наследие. В этом отношении Беларусь уникальная страна.
Бросилось в глаза количество храмов:
— В западной части Беларуси в каждой второй деревне есть костел или церковь, на востоке можно проехать десятки километров, и ни одного храма. Не знаю, почему так произошло. Может, борьба с религией в советское время дала такой результат?..
В деревне Париж о французском тезке напоминает Эйфелева башня, на шпиле которой местный ксендз установил крест. Смотрите в видео выше.
Белорусский Париж
В Новой Земле обнаружили пару разваленных хат.
На Сахалине гнездо аистов.
В Палестине сельский пейзаж дополняют градирни Островецкой АЭС.
Самым недоступным во время путешествия стал Дубай на Полесье.
— Туда ведут две дороги либо с Пинска, либо с Лунинца, и обе плохие. Со стороны Лунинца попасть в деревню можно только на пароме, преодолев многокилометровую разъезженную тракторами гравийку. Ждать пришлось недолго, благо то, что с нами ехали еще несколько машин. Переправа заняла пару минут.
Можно ли из деревень с необычными названиями сделать туристическую фишку
Россыпь этих населенных пунктов, объединенная в маршруты, может быть интересна зарубежным туристам. Это у нас горожан деревней не удивить, а в Европе наоборот. По мнению Сергея Морозова, в такой агротуризм нужно вложить средства, чтобы сохранить белорусскую аутентичность:
Деревня Дубай
— Иностранцам будет интересно увидеть настоящую русскую печь, достать из колодца воду «журавлем», выйти в поле и увидеть коров и коз, попробовать натуральные продукты. Большой проблемой по всей стране остается навигация. К интересным достопримечательностям просто нет указателей, не говоря про информационные стенды с описанием того или иного исторического события или биографии известного уроженца.
Деревня Бенин
Агрогородок Радуга
На вопрос, хотел бы Сергей еще раз вернуться в какие-нибудь их этих деревень, фотограф задумался и ответил, что после поездки он еще больше полюбил Гродно за его исторический дух, цивилизационные и культурные отличия. С другой стороны, большинство деревней в ближайшее десятилетие могут исчезнуть. Некоторые сравнивают работу Сергея Морозова с творчеством художника Наполеона Орды. Благодаря его работам мы знаем, как выглядели белорусские города 150-200 лет назад.
Деревня Марс
А это Коссово и шикарный дворец
Расходы на авто и жилье
Мы поинтересовались расходами семьи на поездку. В Пежо он проверил только масло, а подвеску ремонтировал в прошлом году после путешествия по Грузии. На весь путь в 3388 километров семье понадобилось около 200 литров бензина. На это они потратили 370 рублей. Ночевали на съемных квартирах в Глубоком, Орше, Гомеле, Марьиной Горке и Лунинце за 40-60 рублей на семью. Где получалось — бронировали квартиру на улицах либо Ленина, либо Советской. Это еще одна отличительная фишка путешествия Морозовых, они хотели показать, куда бы в Беларуси не приехали, везде будут улицы с такими названиями.
Фото и видео Сергея Морозова