Куклы забирают все недуги и приносят прибыль — как ремесленница из Гродно превращает лоскуты в магию
Если нет настроения, к куклам она не притронется. Она не рисует лица и не дает им имена. Ремесленница Татьяна Шавель может сделать из простых лоскутков ткани новую игрушку, подушку, шкатулку. Для этого нужно всего лишь желание и немного магии. Мы побывали в гостях у рукодельницы и увидели, как появляются необычные вещи.
Появился интернет, появились возможности
Татьяна живёт за городом в большом доме вместе со своим мужем Андреем. Напротив них, сразу за огородом, живут и родители Татьяны. Решение жить рядом приняли семь лет назад, когда Татьяна и Андрей, вместе со своими дочками-двойняшками Яной и Алесей, переехали в Зарицу, поменяв квартиру на чистый воздух и собственный огород.
Сегодня девочки уже не живут рядом с родителями, но часто заезжают к ним в гости, заглядывая в домашнюю мастерскую Татьяны. Она занимается рукоделием около семи лет, когда переехала жить в частный дом. Но вся история началась намного раньше.
— Шить что-то из кусочков ткани мне нравилось всегда, а когда появился интернет, начала искать и находить интересные вещи не выходя из дома, — говорит мастерица.
До этого времени Татьяна несколько лет работала в магазине ткани и фурнитуры, но позже решила уйти с работы и начать заниматься тем, что ей действительно нравилось:
Как отмечает Татьяна, заниматься рукоделием она начала ещё и потому, что стало возможным официально оформить ремесленную деятельность и официально продавать изделия ручной работы. Первые игрушки, которые сделала Татьяна, и были в стиле Тильды. Для изготовления таких кукол используют натуральные ткани, сами куклы обычно небольшие и часто с румянцем на лице.
— Многие считают, что ты просто взял с интернета выкройку, срисовал её, распечатал и сшил. Но в интернете нет готовых выкроек. Ни один мастер не будет знакомить остальных со своими нюансами. Если ты выкройку снял, раскроил, то не факт, что у тебя получится то изделие, которое есть на фотографии в интернете. В этом и есть твоя работа. Вот когда ты уже сделала штук 10-20 кукол, тогда у тебя уже есть своя картонная выкройка.
Открыла AlliExpress
Но это была не единственная трудность, с которой Татьяне пришлось столкнуться в начале своего творческого дела.
— Я обнаружила, что выбор ткани и фурнитуры в нашем городе совсем небольшой. И тогда я открыла для себя AlliExpress. Училась пользоваться интернетом и одновременно шить, подбирать ткани.
Одна из дочерей семьи Яна, в период, когда Татьяна начала заниматься шитьём, училась в художественном колледже и помогала матери разбираться в новом деле.
— Мне было тяжело подбирать цвета, а она хорошо их чувствует, знает, как добиться баланса цвета, чтобы всё было гармонично и красиво.
Постепенно узнавая секреты рукоделия, Татьяна начала шить и другие игрушки.
— Потом я стала шить зайцев, а к куклам добавлять разные элементы: подушечки и кружечки. А дальше я начала делать тематические куклы. Например, на 8 Марта это были цветы, какие-то косметички, подушечки – то есть то, что можно было подарить любой девушке. На День Святого Валентина часто делала сердечки, а на Новый Год шила игрушки, которые олицетворяли его символ. Их я начинала делать с осени, на протяжении нескольких месяцев.
Татьяна призналась, что в течение года игрушки покупают реже, чем перед праздниками. Но спрос всё-таки есть, особенно если речь идёт о туристах.
Куклы создает сам народ
Следующим этапом рукодельницы были куклы-обереги.
— Мне кажется, что обереговые куклы просто так шить нельзя. Ты должен к этому созреть, должен почувствовать душевный порыв. Да и те куклы Крупенички, которые я видела в интернете и то, что было у нас в магазинах, мне не нравилось. Мне хотелось, чтобы для них была своя цветовая палитра.
Мы поинтересовались у Татьяны, есть ли какие-нибудь традиции при создании куколок. Рукодельница уверена, что народные куклы создает сам народ из тех тканей, которые сами носят. Любопытно, что обереговые куклы делают на растущую луну, потому что это куклы на добро, на прибыль, на достаток, ведь луна увеличивается.
Татьяна рассказывала ещё и том, что некоторые куклы делают на убывающую луну. Их шьют на оздоровление человека. Считается, что такая кукла впитывает в себя все недуги, которые мучают человека. Луна убывает, и кукла всё забирает. По традиции, её потом нужно сжигать, тогда вместе с этой куклой уходят и болезни.
— Я иногда отказываюсь от заказов если понимаю, что не успеваю сделать обереговую куклу на растущую луну. Лишь бы продать куклу — не хочу. Я считаю, что это моя зона ответственности. В это можно верить или нет, лично я – верю. Традиции есть традиции.
Стала заниматься травами
Недавно Татьяна стала добавлять в куклы-обереги душистые травы. Так у неё зародилось и новое увлечение. Сейчас она стала собирать Иван-чай и выращивать перечную, лимонную и анисовую мяту.
— Мне нравится сочетать специи. Это может быть кардамон, бадьян или базилик, в куклы я их тоже иногда добавляю, — объясняет мастерица. — Сочетаю их с мандариновыми или апельсиновыми корочками, получаются очень вкусно.
Такие талисманы Татьяна делает с большим удовольствием и только с добрым намерением:
— Я поняла, что такую куклу, если ты её даришь в подарок человеку, даришь искренне. Если ты желаешь благополучия семье, если идёшь с добрыми мыслями и положительными эмоциями, ты её подаришь. Мы вроде все современные люди, и всё равно в подсознании есть такое: а вдруг сработает. Для меня это такой как детектор на людей. Даже травы, которые я стала собирать, имеют свои нюансы в выращивании и сборе. Это всё связано с природой, и я стараюсь эти законы соблюдать.
Если нет настроения, к куклам не притронусь
Погружаясь в чарующую атмосферу, мы узнали ещё одно правило мастерицы:
— Я никогда не делаю куклы в плохом настроении, они у меня просто не получаются. Если его нет, пусть даже неделю, не смогу шить куклы и подбирать им платья.
Кроме этого, Татьяна не вышивает лица на куклах. Как она объясняет, здесь тоже есть своя история и некоторая магия:
— Есть такое поверье, что, если у куклы есть лицо, в неё может вселиться плохая чужая энергия, а дарить куклу с тяжёлой энергией нельзя. Для того чтобы рисовать куклам лица, надо быть художником. Я рисовать не умею, хотя очень хотела бы научиться. Это ещё одна ступенька, которую я хотела бы преодолеть. Пока у них только глазки-пуговки.
Кстати имена своим игрушкам рукодельница тоже не даёт, говорит, что это дело уже хозяина куколки.
Японцы ткани не выбрасывают
Домашняя мастерская появилась у рукодельницы постепенно. Копилась ткань за тканью, бусинка за бусинкой, пока не были заняты все столы и полочки, которых всегда не хватает.
Старые вещи у Татьяны тоже никогда не пропадают, косметичкам, рукавичкам, прихваткам она всегда находит новое применение. Иногда женщина шьёт из одной одежды маленькие копии для своих куколок, перерабатывая вещи до тех пор, пока это возможно.
— Иногда я одеваю кукол в вещи, которые до этого носила сама. Одежда вроде уже маленькая, носить её не можешь, но она тебе нравится. Тогда ты просто перешиваешь её для куколок. И теперь уже они носят твои рубашки или платья. В этом тоже что-то есть,— улыбается ремесленница.
Татьяна раскрыла свою маленькую мечту:
— Японцы и китайцы умеют работать с тканями. Они используют свою старую одежду до меленьких кусочков. И превратили это даже в искусство. Очень хочу попасть на какую-нибудь лоскутную ярмарку или выставку. Японский почерк мне очень нравится. Они используют кусочки 2х2, 3х3, до такой степени у них ценится ручная работа. Это действительно красиво.
На куклах много не заработаешь?
Продавать свои изделия Татьяна начала не сразу. Делала для себя и для подарков друзьям:
— Все началось с того, что наделала новогодних зайцев и всех продала. Когда стала сдавать игрушки в магазины, столкнулась с таким нюансом: продавец сбивает цену у мастера. И я считаю, что это неправильно. Каждый человек имеет право оценивать свою работу. Не надо никогда обесценивать чужой труд. У меня покупают люди, которым я что-то подарила, и они потом захотели приобрести ещё.
Несмотря на то, что большую часть времени Татьяна проводит за корзинками с тканями и швейной машинкой, много зарабатывать на своих работах не получается:
— Когда я начинала работать, мои куклы стоили 30 долларов, а сейчас цена от 10-15 долларов.
Татьяна получает удовольствие от того, каким делом занимается и это видно по куколкам, которые сидят у неё в мастерской. Каждая деталь, начиная от наряда до яркой бусинки на шляпке, отражает ту кропотливую работу, которую проделывают человеческие руки.
— Я не люблю шить похожие вещи, в любом изделии что-то изменю. Даже если мне говорят: «хочу такую вот куклу» я всё равно её немного поменяю, — признается мастерица. — Покупать свои изделия никогда не заставляю, даже если это заказ. Мы договариваемся так: я делаю нужное изделие, фотографирую и отправляю. Если человеку нравится, то мы рассчитываемся, если нет, тогда я стараюсь сделать что-то другое.
Зайцы в английском стиле
Важно мастеру понять заказчика, а заказчику мастера:
— Я как-то делала на заказ зайцев в свадебных нарядах. Мне сказали, что я могу их делать на своё смотрение. Обычно я ещё прошу чтобы мне немного описали людей, для которых я буду это делать. Тогда у меня в голове складывается определённый образ, и уже по нему я начинаю шить игрушку. Тогда мне рассказали, что это для поляков, а сами они работают в Англии. И я сшила зайцев в английском стиле: невесту сделала в винтажном платье, с молочным отливом и кружевами. А когда отправила фотографию заказчику, получила ответ, что какая-то невеста колхозница. Попросила её отправить мне фотографию того, какая невеста должна быть. И она прислала мне простые классические варианты белых платьев.
Татьяне нравится делать необычные игрушки, среди таких она отметила заказ из Германии, когда делала шкатулки в стиле винтажных домиков. И заказ, когда шила художника и его музу, где муза была в виде кошечки, а художник — собаки.
— Как-то одна мама заказала двух зайцев: для дочки и зятя. А через три месяца позвонила и попросила сделать ещё одного маленького зайчика-девочку, потому что у неё родилась внучка. И вот теперь у них дома стоит такая семья зайчиков, у которых тоже произошло прибавление.
У своих клиентов Татьяна всегда уточняет, в какой цветовой палитре делать игрушку, а уже детали придумывает сама.
— Бывает так, что человек принципиально не любит какой-то цвет. Чаще всего это розовый, жёлтый, фиолетовый или сиреневый. Мне важно, чтобы всё было хорошо подобрано. Иногда даже пуговицы раскрашиваю в другой цвет, чтобы они подошли или сыграли на контрасте, — объясняет ремесленница.
Себе шьет практически все
Для себя и своей семьи Татьяна тоже шьёт немало вещей, и дело тут касается не только эксклюзивных полотенец и прихваток:
— Для себя я готовую одежду практически не покупаю. Так как сейчас часто езжу на велосипеде, одежда меня интересует только в плане комфорта. Поэтому раньше я шила больше одежды, хотя сейчас постепенно стала возвращаться к этому.
У дочек кстати тоже теперь появился такой интерес. Когда они были помладше, им хотелось «штаны как у подружки», и мама им ничего не шила, всё покупалось. А теперь, они сами хотят интересные вещи.
— Себе я шью практически всё, и своей маме тоже. Хотя шить готовую одежду на заказ мне не очень нравится, а вот поремонтировать что-то могу, — говорит Татьяна Шавель.
Елизавета ПОСПЕЛОВА, фото автора