Дубраву больше не тронут? Кладбище в Аульсе наступает на деревню — как его планируют расширять

Кладбище в Аульсе с каждым годом разрастается и сокращает дистанцию до Путришек. Два года назад его пытались расширить в сторону деревни, но сельчане отвоевали «зелёную» границу. Теперь ситуация повторилась.

Местные: «Порубили дубы и грабы»

— Живу здесь третий год. Соседи говорят, что давно писали в разные инстанции по поводу близости кладбища. Приходили отписки, мол, всё согласовано, земли официально отчуждены под его расширение. Когда два года назад начались активные работы, мы возмущались, почему нельзя в другие стороны пойти, а надо лес рубить. По нашим оценкам, он деловой. Женщина водила корреспондентов, показывала краснокнижные растения, редкие дубы, грабы, — рассказывает Эрика с Фестивальной улицы, которая ближе всего к кладбищу.

Тогда же направили письмо с подписями в облисполком, и там пообещали, что в сторону Путришек расширение остановят.

— Мы успокоились, поверили. Пока случайно не заметили, что вновь рубят деревья, — говорят жители. — От нас до могил всего 500 метров. Кладбище находится на возвышенности, а мы в низине. Чуть дождь, на поляне возле наших участков образуются «озёра». Но мы поставили заборы, и сейчас такой проблемы нет. Вместе с водой несётся и кладбищенский песок. Иногда шутим, что к нам скоро будут гробы плыть.

По их словам, лес не только имеет ценность, но и защищает Путришки от вредных выбросов «Азота».

К слову, после визитов журналистов в деревню, вырубку прекратили. Но местные уверены, что ненадолго, поэтому обратились в Комитет госконтроля.

«Лес — это всегда защита»

По мнению экологов, вырубка дубравы опасна не только для окружающей среды, но и для здоровья жителей. Своё мнение по этому поводу высказал на своей страничке в «Фейсбуке» координатор «Зелёного дозора», председатель ОО «Экомониторинг» Евгений Филимонов:

«Во-первых, лесной массив является санитарно-защитной зоной от вредных выбросов со стороны ОАО «Гродно Азот», так как по розе ветров основное направление — Путришки. В июле 2018 года на предприятии провели общественные обсуждения по вопросу строительства очередного производства, где в проектной документации санитарно-защитная зона Аульс фигурировала в полном объёме. Во-вторых, населённый пункт находится намного ниже плато кладбища и планировка новых секторов такова, что при дождике средней силы кладбищенские воды текут в деревню, создавая крайне опасную ситуацию, тем более при наличии COVID-угрозы. В-третьих, в народных традициях неспроста существует культ дуба, считающегося практически священным деревом. Дуб означает силу, мужество, выносливость, долголетие и плодородие. Во многих странах отдельные дубы (не говоря про дубраву) помещаются под охрану государства. По словам местных жителей, раньше дубрава и символически, и на деле разделяла царство живых и царство мёртвых. Сейчас этой границы практически не существует, а кладбище пришло в деревню».

По мнению Евгения Филимонова, при планировании строительства объектов, очевидно воздействующих на окружающую среду, безопасность и здоровье граждан, необходимо обязательное общественное обсуждение, где можно получить достоверную информацию, высказать мнение и повлиять на проект.

Зачем рубят?

Главная причина — катастрофически не хватает земли для захоронений. Каждый год в Гродно хоронят до 2700 человек. В городе 15 кладбищ. Из них четыре — военное на улице Белуша, в Пышках, на Девятовке и еврейское на Весенней — полностью закрыты. На десяти разрешено подзахоранивать.

Аульс — единственное действующее кладбище. Более чем за двадцать лет (здесь начали хоронить в 1997 году) «город мёртвых» сильно вырос и теперь занимает 45,5 гектара. Захоронено более 40 000 человек.

— Ценных пород деревьев там нет, это не заповедник, а обычный лес, — объясняют в городском ЖКХ, которое является заказчиком работ. — Что касается общественных слушаний по поводу расширения кладбища, по закону мы не обязаны их проводить.

Как планируют расширять

Кладбище должно расти на северо-восток в сторону Путришек и Вертелишек. Расширение затеяли два года назад. Проектно-сметную документацию согласовали со всеми заинтересованными службами, соблюли санитарную зону до жилых домов в Путришках (не менее 500 метров) и сформировали три участка, каждый примерно по 8 гектаров.

В 2018 году начали осваивать первый надел (ближе всего к агрогородку). Но в связи с обращениями жителей работы приостановили. В этом году продолжили. Правда, второй участок пропустили и начали освобождать сразу третий, который максимально отдалён от Путришек и ближе к Вертелишкам.

Почему нельзя по-другому?

В городском ЖКХ объясняют, что других направлений, куда расширять, нет. Если увеличивать площадь к железной дороге и промзоне, не получится выдержать санитарные нормы, нужно сносить несколько жилых домов, их хозяевам платить компенсацию или дать квартиры.
Рассматривался второй вариант — разместить через дорогу напротив Аульса. Даже разработали участок в 30 гектаров. Его, как уже писала «Вечёрка», хватило бы на 8–10 лет. Но эти земли пахотные. Чтобы вывести их из сельхозугодий, нужно разрешение президента. Документы направили в Минск, но пришёл отказ, так как почва на участке высокоплодородная.

Выход есть, но…

По мнению городских властей, единственное правильное решение в этом вопросе — строительство в Гродно крематория. В Минск около половины захоронений осуществляется путём кремации. В колумбарии можно ставить ячейки или целые стенки на местах захоронения одного из родственников.

К слову, кладбище с двумя формами захоронения (традиционной и прах в урнах) с перспективным (после 2030 года) строительством крематория предусмотрена в генплане города. Даже определено место — справа от Аульса.

— Это решение очень большого количества проблем. У нас были предложения и желающие инвестировать в данный вид деятельности, но по законодательству только государство имеет право строить крематорий, — объясняет первый заместитель председателя горисполкома Андрей Жук. — Нужно учитывать специфику нашего западного региона: у нас много религиозных конфессий. Минск к этому шёл не один год, а десятилетия. Там совсем другие расстояния: выезжаешь за город на кладбище, и день потерян. У нас кладбища ближе. Нужно взвесить все за и против, провести опрос, услышать мнения людей, пройти все цепочки, и только тогда рассматривать вопрос. Не факт, что у нас это приживётся.

Что будет с расширением кладбища в Аульсе

По словам первого зампреда, рубить лес в Аульсе больше не будут.

— Работы по корчёвке деревьев приостановлены. Да, два года назад мы обещали, что дальше не пойдём. Однако ситуация сложилась так, что места на кладбище осталось на три-четыре месяца, а в освоении участка через дорогу было отказано, — добавил Андрей Жук. — Примечательно, что в Путришках есть два или три действующих кладбища, которые находятся в непосредственной близости к домам, и никого это не смущает.

Чтобы ливневые воды не попадали с кладбища в огороды, городские власти предприняли меры и обещают в ближайшее время работы закончить.