На месте здания ГАИ в Гродно цвели вишневые сады — жизнь в деревушке на улице Друцк

Наследство князя, вишнёвые сады на месте ГАИ, четыре гектара клубники и радиовышки-глушилки — люди и судьба скромной деревушки в городе, мимо которой хоть раз проезжал каждый гродненец.

Вы наверняка замечали в низине небольшой жилой квартал между Румлёвским проспектом и улицей Белуша на выезде из Гродно. Когда-то здесь было имение князя Друцкого и цвели сады, но теперь о былом величии ничего не напоминает.

К бывшей деревне Друцк, а ныне одноимённой улице, постепенно подбирается цивилизация. Через несколько лет здесь появится современный жилой микрорайон.

Пока Друцк доживает последние годы, мы не упустили возможности прогуляться по дворам, узнать историю этих мест и поговорить с жителями.

Цвели вишнёвые сады

Четыре дома Друцка хорошо видны с дороги. Один кирпичный и три деревянных с небольшими участками земли, они как будто замерли в ожидании перемен. Однако стоит лишь зайти с Румлёвского проспекта вглубь дворов, как замечаешь, что за нами с яблони лениво наблюдает рыжий кот, в огородах копошатся куры и гуси. На незнакомцев начинают лаять собаки. Это настоящая деревенская жизнь, если не обращать внимания на автомобильный шум и толпу на остановке.

В Друцке живут как старики, так и молодые семьи, которым дома и квартиры перешли по наследству. Кто-то здесь всего несколько лет, а кто-то — с рождения. В домах печное отопление, есть водопровод, но нет канализации.

— Вам наш старожил Чеслава Иосифовна всё расскажет, идите к ней, — парень показывает в сторону двухэтажного кирпичного дома в углу Друцка, а сам скрывается за сараями.

Пожилая женщина отлично помнит, как менялся город и жизнь вокруг.

— Ой, вы только не фотографируйте, меня же многие в городе знают, — беспокоится женщина, которую мы застали в огороде рядом с домом.

Чеслава Иосифовна родилась в Друцке в 1944 году. По её словам, до 1939 года здесь было имение князя Друцкого (отсюда и название деревни), в котором отец Чеславы работал огородником. Князья селились на плодородной земле — в районе Понемуни как раз такая.

— Я до сих пор помню, какие цвели сады: на месте здания ГАИ был вишнёвый сад. Росла черешня, красная и чёрная поречка. А таких сортов крыжовника я никогда больше не видела, хотя сорок лет отработала агрономом! Эту профессию выбрала по примеру отца, который в советское время заведовал участком и неоднократно ездил на ВДНХ.

В школу дети с Друцка ходили на Северную улицу (сейчас корпус ГрГАУ на Волковича). Чеслава закончила семь классов в СШ № 13, выпускалась в СШ № 5, став первой, кто окончил школу с серебряной медалью. После этого была учёба в Гродненском сельхозинституте и 32 года работы в колхозе «Путришки».

Женщина живёт в двухэтажном доме из кирпича, в котором шесть квартир. Здание сначала было одноэтажным. По поручению Александра Дубко, тогда директора учебно-опытного хозяйства «Станиславово», его перестроили и увеличили.

— На второй этаж переселили четыре семьи из усадьбы Станиславово с улицы Тимирязева, — вспоминает женщина.

Радиовышки глушили телевизор

Трудно представить, но в 50-е годы вся земля от нынешней улицы Белуша, в том числе место, где сейчас здание Гроднопромстроя, была засеяна морковью, капустой, помидорами, другими овощами. Витаминами снабжали весь город.

Обработкой земли занимались вручную. На месте радиостанции в Понемуни были 4 гектара клубники.

— Мы детьми собирали ягоды. Представьте: на горстку детей такие площади! С тех пор на клубнику смотреть не могу! — вспоминает пенсионерка.

После открытия сельскохозяйственного института друцкие земли стали учебно-опытным хозяйством учебного заведения. Чеслава показывает грушу во дворе и рассказывает, что полувековое дерево по-прежнему здорово и продолжает плодоносить, хотя его ничем никогда не подкармливали.

В конце 70-х времена тишину Друцка нарушил новый Румлёвский мост, а затем строительство секретного объекта 5-16. Две радиовышки высотой по 124 метра и две по 60 метров «глушили» зарубежные радиостанции. Местные вспоминают, что вышки часто создавали помехи в телевизорах, помнят и о воинской части возле Кургана Славы.

Костёл строили всем миром

Мы поинтересовались, в какой храм ходит пенсионерка. Оказалось, что на праздники она посещает костёл на Девятовке, который в 90-х помогал строить колхоз «Путришки».

— Мы строили его всем миром, кто как мог помогал, — объясняет наша собеседница. — Люблю ходить в Фарный костёл, недавно мы собирали деньги на реставрацию каплицы на старом католическом кладбище на Антонова. Там есть ксёндз и парафия.

К слову, почти все жители Друцка обрели вечный покой на том кладбище. У Чеславы Иосифовны похоронены бабушка, отец, муж, тётя и дядя. Самое обидное, признаётся женщина, что на старом кладбище не разрешили хоронить маму, которой не стало в 1991 году, её хоронили в «Секрете» на проспекте Космонавтов.

Чеславу Иосифовну навещает дочь, которая живёт в городе. Мы поинтересовались, готова ли пожилая женщина переехать и оставить Друцк.

— О сносе говорят ещё с моего рождения, — улыбается гродненка. — Ну, если предложат переехать, поеду, куда деваться. Сколько нам, старикам, осталось? Только представьте, мне 76 лет, я ровесница Гродненской области.

В тему

В ближайшей перспективе в Понемуни на площади более 20 гектаров построят жилой микрорайон на 5 тысяч жителей. Он разместится на месте Друцка и бывшего радиоцентра и благодаря расположению может стать одним из самых комфортных в городе. Рядом река Неман, крупный торговый центр и удобное транспортное сообщение. Средние школы № 11 и 13, гимназия № 7 находятся на расстоянии 700–900 метров.