В Гродно перевозчики не могут поделить маршруты и пассажиров: к чему это может привести и на чем ездят гродненцы

Несмотря на то что два года действует новый закон об автомобильных перевозках, «война» между регулярными и нерегулярными перевозчиками продолжается. Чем это чревато для пассажиров, разбиралась журналисты «Вечёрки».

Вышли из тени, но не все

Два года назад были приняты изменения в Закон «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» и постановление Минтранса № 7. Документы затронули маршрутчиков, которые выполняют нерегулярные перевозки, но фактически ездят в конкретное время и по одному и тому же маршруту. Это, например, направления на Минск, Новогрудок, Лиду…

Документ обязал частников, которые хотят выполнять международные, междугородние, пригородные или городские пассажирские перевозки, заключать договор с оператором или заказчиком (облисполком), направлять предложения на конкурс (ТС, нарушения ПДД или лицензионных требований), предоставлять расписание движения с указанием времени выезда и прибытия и маршрута. Забирать пассажиров или высаживать их можно только на автовокзале или в специально предназначенных местах. В маршрутках должны быть установлены кассовые аппараты и специальные устройства, с помощью которых налоговая видит, сколько билетов продано. Не вышел в рейс или съехал с маршрута, грубо нарушил ПДД — лишат маршрута и придётся заплатить штраф, машину могут конфисковать.

После вступления в силу изменений некоторые нерегулярные перевозчики вышли из тени. Но не все.

Перевозчики: «Не делайте нас преступниками!»

Неделю назад в здании Транспортной инспекции снова собрались несколько десятков частных перевозчиков, как регулярных, так и нерегулярных, чтобы обсудить проблемы в сфере перевозок. Главное предложение частников — упростить условия конкурса и дать им самим определять маршруты и время. Сейчас маршруты формирует оператор, а затем их разыгрывает на конкурсе. Побеждает тот, у кого в автопарке машин больше, учитывается опыт работы фирмы, комфортабельность и «возраст» транспорта, стаж водителей, их нарушения ПДД.

— Я ездил по маршруту Гродно — Лида и в числе первых заключил договор на регулярную перевозку. Год поработал. Потом был конкурс, я проиграл, так как лидский перевозчик выставил машину дороже моей. Что получилось в итоге? Пришёл перевозчик, который не работал на этом маршруте, и бизнес у него не получается. А у меня получалось, но в силу неурегулированных законодательством обстоятельств остался за бортом, — рассказал предприниматель Игорь.

Многие перевозчики недовольны тем, как формируются маршруты. Они хотят ездить по своим накатанным направлениям и в выбранное ими время.

— У меня родители живут в Свислочи. Я хочу туда ездить. Подал необходимые документы на регулярные перевозки в этом направлении. Пришёл ответ от оператора, что маршрут уже сформирован. Но почему нельзя «нарезать» расписание более плотно? Пускай один перевозчик едет в 8:00, я поеду в 8:10 или 8:15. Пассажиры пусть сами решают, с кем им ехать, — говорит перевозчик Виктор.

Предприниматели считают, что карточки выдавать нужно всем, а после конкурса проводить мониторинг. Если кто-то систематически нарушает, наказывать и лишать маршрута. Они уверены: недобросовестных жизнь отсеет.

— Не делайте нас преступниками! Времена меняются. Сегодня вы сформировали маршрут, а через три дня появится ещё четыре перевозчика, которые захотят ездить по тем же направлениям. Им что делать? Остаётся уйти в тень, — возмущён перевозчик Дмитрий.

По мнению частников, чтобы навести порядок в сфере пассажирских перевозок, нужно вносить изменения в законодательство и делать его более гибким, а на это время ввести мораторий и не наказывать нерегулярных перевозчиков.

Оператор: «Частники хотят сладенькое, а выполнять соцстандарт должны другие»

Представители оператора пассажирских перевозок согласны, что нужны изменения. Но пока их нет, нужно действовать по закону. Если перевозчик обязан сообщить оператору о временном приостановлении либо прекращении рейсов на маршруте за пятнадцать дней, так и должно быть.

— Все государственные перевозчики изучают пассажиропоток и, если он низкий, заблаговременно об этом сообщают. У частника сегодня людей нет — он и не поехал. На вокзал не заезжают, нарушают скоростной режим, не включают навигацию. Если пришли в регулярные перевозки, соблюдайте законодательство, — пояснил на встрече заместитель директора ГП «Оператор пассажирских перевозок» Юрий Никифоренко.

По его словам, поскольку в законе есть прорехи, разрабатывается внутреннее положение, в котором нюансы будут учтены. Кроме того, в штат планируют взять двух механиков, которые будут отслеживать, как выполняются регулярные перевозки.

К слову, за два года число регулярных перевозчиков выросло в четыре раза. Так, на начало января 2018 года регулярные междугородние перевозки вели 15 частников и 2 государственных перевозчика (автопарк и Гроднооблавтотранс), в начале этого года — 64 частника.

— Их число растёт, и мы увеличиваем количество конкурсов. Так, в 2018 году провели три конкурса, в 2019 — семь, включая два по межобластным перевозкам. В этом году разыграли направление Гродно — Минск, двадцать лотов: на два никто не подался, на тринадцать — по одному перевозчику и только на пять был конкурс, — рассказывает начальник отдела организации перевозок ГП «Оператор пассажирских перевозок» Вадим Васильев. — Да, мы многим нерегулярным перевозчикам не согласовываем маршрут и время, потому что есть регулярные, которые накатали свои маршруты. А те хотят ездить за пять минут до них или после, через 40 минут их не устраивает.

По словам Вадима Васильева, крупные перевозчики давно катают в регулярном сообщении, постоянно обновляют автопарк и ездят не только по популярным маршрутам.

— Был у нас вопрос по маршруту Вороново — Минск. Просили перевозчика хоть один рейс пустить через Ивье. Он раз попробовал и отказался, так как маршрут стал длиннее, число прямых пассажиров падает, да и непонятно, сядут ли в Ивье или нет, — говорит представитель оператора. — Частники хотят всё сладенькое, а выполнять соцстандарт должны другие. Междугородние маршруты не дотируются из бюджета, только пригородные и городские. Частники не хотят ездить по деревням.

Хождение в народ

Мы спросили у гродненцев, часто ли они пользуются услугами перевозчиков и кому отдают предпочтение.

Юлия, 20 лет, студентка:

— В основном передвигаюсь на государственной маршрутке. Частная маршрутка дороже на два рубля. Я студентка, на всём экономлю. В государственных меня всё устраивает, но я бы сократила количество остановок в деревнях, где никто не выходит. Зачем останавливаться? Обслуживание нормальное, у тех и других более или менее одинаковое.

Иван, 20 лет, студент:

— Езжу в основном с частниками. Заходишь в интернет, и тебе сразу выбивает именно частника. Сразу видишь маршруты и время отправления. Сайт удобный, быстро оформляешься. Кроме того, можно скачать мобильное приложение. Чтобы заказать билет, требуются считанные секунды. Что нравится в пути? Фильм включили, и время пролетело незаметно. Плюс есть система накопления, поэтому можно поездку бесплатно сделать.

Александр, 28 лет, упаковщик:

— Маршрутка — удобнее, чем поезд или автобус. В основном езжу за границу, по Беларуси практически не путешествую. Сервис устраивает, но добавил бы телевизор, скоростной Wi-Fi, увеличил бы время на шопинг. Порой нескольких часов недостаточно на то, чтобы обойти всё.

Юлия, работает в торговле:

— В основном ездим на личном авто. Когда нужно было в Минск, то вбили в интернет-поисковик маршрут, муж заказал билеты и поехали. Для меня не принципиально, государственная или частная маршрутка. На обратном пути был чудесный водитель, мы посмотрели два прекрасных фильма, всем было весело.

Александр, 60 лет, музыкант:

— Раз в месяц езжу за границу по делам. Выбираю только частника. Правда, есть мелкие недостатки, но это не массовое явление и может меняться от машине к машине. Государственной пользоваться не доводилось. Исходя из практики, для меня частное — всегда лучше. Если выбора не будет, то поеду с госперевозчиком, но пока есть выбор, буду ездить с частником.

Максим, 25 лет, работник БЖД:

— Пару раз в год езжу в Гомель на сессию. Выбираю тот вариант, где есть места: если нет мест в государственной маршрутке, выбираю частную, и наоборот. Особой разницы — ни в цене, ни в сервисе — между ними не вижу. Хотелось бы, чтобы они увеличили количество рейсов.

Вячеслав, 39 лет, айтишник:

— В Минск езжу раз в две недели на частной маршрутке. Просто этого перевозчика знаю. Про государственного даже и не слышал. Меня в частнике всё устраивает, и надо экономику поддерживать. Базовые требования по комфорту, безопасности выполняются. Водитель аккуратный, корректно едет, не гонит, ПДД соблюдает, в салоне чисто.

Виталий, 40 лет, занят в сфере энергетики:

— Зашёл в интернет и выбрал первую попавшуюся ссылку. Это как раз был частник. Всё адекватно. Правда, можно быстрее. Частник за счёт удобной системы бронирования, когда за секунды заказываешь билет, выигрывает у государственного перевозчика. В поездке работал телевизор, кресла комфортные, чисто, кондиционер включали.

В тему

К нерегулярным относятся заказные перевозки (обслуживание свадеб, похорон, доставка рабочих, командированных, турпоездки, поездка группой с одной целью) и такси. В этом случае перевозчик должен только уведомить исполком о своей деятельности. Работа нерегулярных перевозчиков определяется заказом-нарядом.

Наталья КОРНЕЕВА, Вадим ВЕНСКИЙ