Кто виноват и что делать? В Гродно девушка шла на красный, разговаривая по телефону, и попала под авто, а наказали водителя

Девушка переходила дорогу на красный, разговаривая по мобильному телефону, и попала под колёса микроавтобуса. Водителя наказали. Почему пешеходы и автомобилисты не могут жить дружно и кто прав на дороге, разбиралась корреспондентка «Вечернего Гродно».

Рис. А.Янковича

Без вины виноватый?

Авария произошла на пешеходном переходе на улице Горновых возле табачной фабрики в мае прошлого года. Водитель на «Фольксвагене-Каравелла» ехал от кольца в направлении улицы Суворова. Внезапно на дорогу вышла девушка. Она шла на красный сигнал светофора и разговаривала по телефону. Успела пройти одну полосу, а когда увидела, что со стороны кольца движутся автомобили, побежала обратно. Водитель пытался избежать наезда и принял правее, но пешехода сбил. Девушку увезла скорая. Травмы, которые получила потерпевшая, квалифицировали как тяжкие. Видео наезда с регистратора быстро распространилось в интернете. Многие сочувствовали водителю и заступались за него, предлагали собрать деньги на выплату компенсации.

По решению суда, который состоялся 3 февраля, водителя признали виновным и приговорили к трём годам ограничения свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа («домашней химии»), четырём годам лишения водительских прав и выплате 9000 рублей в качестве компенсации морального вреда.

Приговор, признаётся 57-летний Николай, который был за рулём «Каравеллы», навсегда изменил его жизнь. Он индивидуальный предприниматель, занимается грузоперевозками. Каждый год ездил в Россию, где живёт его старенькая мама, ей 81-й год. В январе этого года тяжело заболела тёща. Дочка учится в Минске, живёт на съёмной квартире, ей тоже надо помогать. Жене через несколько месяцев уходить на пенсию.

— Поначалу пострадавшей ничего не надо было, обещала, что даже бумагу напишет. Я ездил к ней в больницу, приносил фрукты, сок, предлагал помощь. А тут вот как события повернулись! В суде запросили аж 15 тысяч рублей за моральный вред! — не может смириться с приговором Николай. — На каком основании? Прокурор вообще пять лет лишения свободы просил. За что такое наказание? Разве я наркоман, человека убил? Я трезвый был, я даже не курю. На остановках люди были, все старушки за меня заступились. Очевидцы дождались приезда ГАИ, чтобы засвидетельствовать. Я сам мог перевернуться, пока уходил от наезда, полмашины разбил. Но меня сделали виноватым. За 38 лет водительского стажа это у меня первая авария — в голове не укладывается. Нервы уже на пределе…

Мужчина говорит, что после суда осталось много вопросов, ответов на которые он не получил:

— Почему только меня рассматривали как виновника, она же тоже нарушила? Почему потерпевшая помнит, как поставила машину на стоянке, а как переходила дорогу, не помнит? С кем она разговаривала по телефону? Куда шла? Почему назад побежала, хотя впереди машин не было? Если травма тяжёлая, почему её так быстро выписали? Звоню через две недели, а она уже дома!

Пешеход всегда прав?

Такие случаи в нашем городе не единичны. Почти два года назад машина скорой помощи с включёнными проблесковыми маячками и сиреной везла больного с инфарктом и на пешеходном переходе возле обувной фабрики сбила девушку. Спасти её не удалось. Коллеги водителя скорой посчитали его невиновным, но мужчину наказали: дали 2,5 года «домашней химии» и лишили водительских прав на четыре года.

По данным прокуратуры Гродненской области, в 2019 году по статье 317 Уголовного кодекса РБ («нарушение правил дорожного движения») было вынесено 59 приговоров, из них только один — оправдательный. Больше всего водителей (42 человека) осуждено за нарушение ПДД, повлёкшее по неосторожности смерть человека или причинение тяжкого телесного повреждения.

— Учитывая, что суд может признать смягчающим ответственность обстоятельства, не указанные непосредственно в статье 63 УК, можно предположить, что если наряду с водителем ПДД нарушил и пешеход, то данное обстоятельство может быть признано смягчающим. Однако в каждом конкретном случае признание обстоятельств смягчающими ответственность — это исключительная прерогатива суда, — пояснила старший помощник прокурора Гродненской области Татьяна Вербель. — Если приговор вступил в силу, он может быть пересмотрен в порядке надзора. Однако, если это влечёт ухудшение положения осуждённого, приговор может быть пересмотрен в течение одного года после вступления его в законную силу и только по протестам уполномоченных должностных лиц.

Что делать?

В интернете то и дело появляются новые видео нарушений ПДД пешеходами. Водители считают, что их ответственность нужно ужесточить.

— Пешеходы не осознают всю опасность, думая, что машина может остановиться за пару секунд. Любой водитель пытается предугадать ситуацию на дороге и притормозить, если видит, что пешеход разговаривает по телефону, идёт в наушниках или не смотрит по сторонам, но сделать это получается не всегда. Одно дело, когда переходят по зебре, а другое — если резко выскакивают на дорогу. У меня есть регистратор и собрана целая коллекция таких случаев по Гродно, — говорит активный автомобилист.

Пешеходы в Гродно часто нарушают ПДД

Сейчас в управлении ГАИ МВД разрабатывают новые Правила дорожного движения. Пока документ находится в стадии обсуждения, но не исключено, что будет принят в этом году.

— По новым ПДД, при выходе на проезжую часть и движении по ней пешеходам будет запрещено совершать действия, которые угрожают безопасности дорожного движения, — пояснила старший инспектор по агитации и пропаганде специального подразделения ДПС «Стрела» МВД РБ Ольга Аминова.

Какие конкретно действия регламентируют правила, пока неясно. Ранее речь шла о том, что, пересекая дорогу, пешеходам нельзя разговаривать по мобильному, идти в наушниках, капюшоне, глядя в телефон, поскольку это отвлекает внимание.

Справка «ВГ»

Согласно ст. 18.23 КоАП, за переход дороги на красный сигнал светофора или в неположенном месте грозит штраф от 1 до 3 базовых (от 27 до 81 рубля). Если в момент нарушения был пьян, сумма штрафа от 3 до 5 базовых (от 81 до 135 рублей). Если своими действиями пешеход создал аварийную обстановку, тогда придётся заплатить от 3 до 8 базовых (от 81 до 216 рублей).