История с «двойными ценниками» в магазинах «Светофор» в Гродно получила продолжение — МАРТ ответил, законно ли это

Недавно «Вечерний Гродно» опубликовал новость о том, что в гродненских магазинах сети «Светофор» появились так называемые «двойные ценники». Работают они так: если общая сумма в чеке больше 20 рублей, на кассе товар проводят по пониженным ценам, если ниже — по повышенным. Мы решили выяснить, не противоречит ли такая ценовая политика законодательству РБ. В частности норме, по которой цена товара должна быть одинаковой для всех потребителей. С просьбой дать правовую оценку ситуации мы обратились в Министерство антимонопольного регулирования и торговли.

Как работают эти «двойные ценники»?

Необычные ценники в популярных среди гродненцев дискаунтерах «Светофор» мы заметили сразу после Нового года. Покупатель видит две цены: одна действует в том случае, если общая сумма в чеке на кассе будет равна или превысит 20 рублей. Ниже указана еще одна цена за тот же товар — это на случай, если итоговая сумма в чеке на кассе не будет превышать 20 рублей. Само собою, цена в том ценнике, что действует при 20 рублях и выше, заметно ниже, чем цена, если чек не превысит заветный предел. Разбежка составляет примерно 15-20%.

Например: 200-грамовая упаковка приправы для мяса. Если вы набрали покупок более чем на 20 рублей, то она будет стоить 2,99 рубля. Но если общий чек не превышает 20 рублей, то приправа обойдется вам уже в 3,44 рубля. Разбежка составляет 45 копеек!

Распространяется подобная схема не на все товары в магазине. Однако подавляющее большинство ассортимента как раз снабжено подобными «двойными» ценниками.

Будьте внимательны! В гродненских магазинах «Светофор» за один и тот же товар можно заплатить по разным ценам — все зависит от суммы чека. Объясняем, как это работает

Хотелось бы отметить, что данную схему с двойными ценами применяет не один «Светофор». Как подсказали наши читатели, подобную систему можно встретить в торговых точках сети «Остров чистоты и вкуса». Правда, между магазинами есть отличия — в «Острове» лимит составляет 35 рублей, а для его «активации» нужно иметь дисконтную карту.

 

Что нам ответили в МАРТ?

В день публикации новости о «двойных ценниках», 16 января, мы направили на электронную почту МАРТ обращение, в котором попросили рассказать, не противоречит ли такой ценник действующему законодательству.

В итоге 28 января из министерства пришло письмо. Его подготовило управление организации торговли и общественного питания МАРТ, при этом заверил его лично министр торговли Владимир Колтович. Вот его содержание (выделение жирным и подчеркивание в тексте сделаны отправителем, курсив — редакцией):

«Информация по вопросу оформления ценников в дискаунтерах торговой сети «Светофор»

Отношения между покупателями и продавцами при продаже отдельных видов товаров (за исключением лекарственных средств), осуществлении общественного питания регулируются Правилами продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 июля 2014 г. № 703 (далее – Правила).

В соответствии с пунктом 10 Правил продавец обязан своевременно довести до сведения покупателей необходимую и достоверную информацию о товарах, продукции общественного питания, оказываемых услугах, связанных с продажей товаров, осуществлением общественного питания, в том числе о цене и условиях оплаты товаров, если эти условия отличаются от обычных условий оплаты соответствующих товаров.

В соответствии с частью первой пункта 11 Правил указанная информация доводится до сведения покупателей на белорусском и (или) русском языках в документах, прилагаемых к товарам, на потребительской упаковке, товарных ярлыках (этикетках), ценниках, в меню, винной карте, другими способами, принятыми для отдельных видов товаров, если иное не предусмотрено международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза.

Требования к формированию ценников установлены пунктами 18 и 21 Правил.

Так, в соответствии с пунктом 18 Правил цена товаров, продукции общественного питания, а также иные условия договора розничной купли-продажи должны быть одинаковыми для всех покупателей, за исключением случаев предоставления отдельным категориям покупателей скидок, а также при проведении иных мероприятий, направленных на продвижение товаров, продукции общественного питания и привлечение покупателей.

Информация о размере скидок доводится до сведения покупателей в процентном отношении к установленной цене товаров, продукции общественного питания либо в абсолютном выражении в денежных знаках на ценниках, в меню, иными способами.

Согласно пункту 21 Правил продавец обеспечивает наличие ценников на товары с указанием их наименования, сорта (при его наличии), количества, цены за единицу количества товаров или единицу товаров, страны изготовления товаров, если иное не установлено Правилами. По усмотрению продавца в ценнике может указываться иная информация.

Следует отметить, что условия и порядок предоставления покупателям скидок, а также требования к оформлению ценников законодательством не определены. Продавцы вправе самостоятельно устанавливать различные виды скидок с цены товаров, определять условия и порядок их предоставления покупателям, а также порядок предоставления информации о скидках и оформления ценников.

Таким образом, при предоставлении скидки с цены товара в зависимости от общей стоимости покупки допускается указание на ценнике цены товара без скидки — для покупателей, которым скидка не предоставляется, и цены товара с учетом скидки — для покупателей, которым такая скидка предоставляется.

При этом в информации о цене такого товара также должен быть указан размер скидки в процентном выражении либо в белорусских рублях и условия ее предоставления».

Вывод: подобные ценники не нарушают Правила торговли.

Тем не менее, мы просим вас быть внимательнее при расчете на кассе.

Справка «ВГ»

«Светофор» — российская торговая сеть. Первый магазин открылся в Красноярске в 2009 году, а сейчас франшиза насчитывает более 700 точек по РФ. Первый в Беларуси магазин этой сети открылся в 2018 году в Барановичах. На сегодня в Беларуси насчитывается уже 43 «Светофора». В Гродно на сегодня работает два дискаунтера — на улицах 1-го Мая и Славинского.

Отметим, что магазин данной сети работает в стиле «жесткого дискаунтера». Ставка делается на демократичность и большие закупки. Покупателям предлагается минимальный сервис, но низкие цены. Там нет витрин и прилавков. В таком магазине нет склада — весь товар в производственной таре выносится в торговый зал. Скоропортящаяся и молочная продукция там не продается. Товар можно брать только в тележки, корзинки не предусмотрены. Также не предусмотрены карты лояльности, скидочные акции и розыгрыши.