Инженер, убийца или привидение — история гродненского дворянина, который сидел в тюрьме, пока перед ним лично не извинился царь
Как представитель дворянского рода сидел в тюрьме, пока царь лично не извинится перед ним, отдавал пароходы на войну и осуществил первое в истории заказное убийство миллионера.
Прежде чем начать рассказ об этом представителе рода О’Бриен де Ласси, принёсшем не лучшую известность фамилии, хотелось бы сделать маленькое отступление. В годы, когда мы только начинали собирать материал для нашего гимназического музея и каждого представителя рода только-только открывали для себя, для уточнения места Патрика-Казимира в генеалогии семьи я часто созванивалась с одной из последних владелиц Августовка Нелли. Тогда у нас с ней произошёл примерно такой разговор.
— Нелли, в СМИ встречается упоминание о Патрике О’Бриен де Ласси как хладнокровном убийце, это ваш родственник?
— Да, это сын старшего брата дедушки. Но он не убийца, его оклеветали.
— Однако он был приговорён судом к пожизненному заключению.
— Он был невиновен, и суд это признал. Но он был настолько гордым, что сказал, что останется в тюрьме, пока царь лично не принесёт ему извинения.
— Но есть доказательства, свидетельства, не вызывающие сомнений в его виновности.
— В каждой аристократической семье должны быть свой клад, свой убийца и своё привидение… Но Патрик был добрейшим человеком. Моего отца в восемь лет отправили учиться в Петербург, выходные он регулярно проводил у Патрика и его семьи. И хоть они были двоюродными братьями, воспринимал его как отца, потому что родного отца видел гораздо реже, — ответила Нелли.
Сведений о Патрике мало. Лишь в монографии Гернета «История царской тюрьмы» проливается свет на некоторые моменты его биографии. Патрик родился в 1863 году. Высшее образование получил в Англии, учился в политехническом институте в Лондоне. Когда умер отец, Патрику было семнадцать лет. Закончив учёбу и узнав основы судостроения, возвращается в Гродно и в унаследованном фольварке Горны на берегу Немана основывает судоверфь.
Подарил пароходы для ведения войны
Девяностые годы были для Патрика периодом активной деятельности. В 1893 году из Друскеник он подаёт ходатайство на получение справки о благонадёжности. Она была необходима для приобретения земель в Северо-Западном крае. Когда Патрик разошёлся с первой женой Марией, неизвестно, но в 1905 году он женится на Людмиле Бутурлиной, дочери известного миллионера генерала Дмитрия Бутурлина. Финансовое положение Патрика к этому времени очень неопределённое. С одной стороны, он дарит государству два парохода на ведение русско-японской войны, а с другой — за ним числятся безденежные векселя на 100 тысяч рублей. В последующие годы он продолжает брать векселя на имя жены, и долг увеличивается до 400 тысяч.
В 1910 году все газеты России освещают громкое дело: смерть Василия Бутурлина — сына и наследника миллионера генерала Дмитрия Бутурлина. Рассматривалось две версии. Мы обратимся ко второй, поражающей своими масштабами. По ней, Патрик желал как можно скорее получить наследство родителей жены. Для этого необходимо было убрать сначала Василия Бутурлина. За это он обещал заплатить доктору Панченко 10 тысяч рублей. Затем за 50 тысяч устранить генерала. Потом эскулап должен был съездить в Париж, к матери Василия Бутурлина, — её жизнь де Ласси якобы оценил в полмиллиона рублей. В соответствии с планом Панченко ввёл Василию Бутурлину два кубика смертельного дифтерийного токсина, и тот 11 мая скончался.
Дали пожизненную каторгу
Судебный процесс вызвал в России резонанс. Газета «Новое время» писала: «Дело об убийстве Бутурлина отодвинуло в сторону всякую политику, внешнюю и внутреннюю. Разве только надвигающаяся чума в состоянии соперничать с этой оглушительной уголовщиной, которая по тонкости замысла и жестокости выполнения способна изумить самого дьявола».
Дело об отравлении Бутурлина рассматривалось в петербургском окружном суде с участием присяжных заседателей в течение 18 дней. Де Ласси упорно отрицал свою виновность, несмотря на целый ряд косвенных улик. Доктор Панченко не раз менял свои объяснения. Начав с полного признания вины и с подробного выяснения роли де Ласси как подстрекателя и организатора отравления, в середине процесса Панченко неожиданно взял признание обратно, заявив, что оно было сделано под давлением.
По делу прошло 75 свидетелей. На процессе выступили 11 представителей столичной адвокатуры, в качестве экспертов выслушали нескольких врачей, в том числе профессора военно-медицинской академии.
Суд приговорил 47-летнего Патрика-Казимира О’Бриен де Ласси как организатора и подстрекателя убийства к пожизненным каторжным работам, а 60-летнего доктора Владимира Панченко, как исполнителя, к 15 годам тюремного заключения. Патрик свою вину не признал.
В невиновности мужа осталась уверена Людмила О’Бриен де Ласси (Бутурлина). Патрик был отправлен в Шлиссельбургскую каторжную тюрьму. Он поступил туда на особых условиях, как представитель дворянского сословия. Лишь в первое время после заключения к нему применялись меры строгой изоляции. Его камера находилась под особым надзором и охраной, не допускалось общение с другими заключёнными. Через некоторое время эти меры отменили.
Предложил построить подводную лодку
Вскоре инженер О’Бриен де Ласси стал чем-то вроде консультанта при решении различных строительных вопросов, которые возникали в тюрьме. Это открыло перед Патриком возможности выгодного общения с тюремной администрацией.
Наличие знатной и богатой родни способствовало некоторым льготам. Он получал питание, какого другие узники не знали. Ему разрешили выписывать за свой счёт белый хлеб и молоко, увеличить выписку продуктов из тюремной лавочки. После свиданий с родственниками он приносил в камеру конфеты, шоколад, лимоны, апельсины. Допускались совместные прогулки с заключёнными.
Положение О’Бриена де Ласси в тюрьме ещё более улучшилось после начала русско-германской войны. Он предложил создать усовершенствованную моторную (по другим воспоминаниям, подводную) лодку.
Патрик был на стороне государства в вопросах политики. Когда ему случайно стал известен секрет «слоёных» книг (в религиозные издания вшивались страницы запрещённой литературы), он поспешил его выдать тюремному начальству. В результате в январе 1917 года была изъята вся нелегальная библиотека революционеров, достаточно обширная. Правда, в феврале этого же года во время революции тюрьма прекратила своё существование и все узники были выпущены. Патрик О’Бриен де Ласси в том числе. Однако неизвестно, удалось ли ему где-либо укрыться, или он погиб в бурном 1917-м. Никаких сведений о нём нет.
Его жена Людмила Бутурлина до 1940 года жила в Вильно в родовом имении Буйвидишкес. С приходом советской власти, когда были конфискованы дворянские владения, перебралась в Юрмалу. Там графиня несколько месяцев во время войны скрывала Хаву Гинцбург, пока соседи не выдали её полиции. Хава погибла в Румбуле в ноябре 1941 года, а Людмилу Бутурлину удостоили звания «Праведник мира».
P. S. Уголовное дело Патрика-Казимира О’Бриен де Ласси не забыли. Оно вошло в историю криминалистики не только как одно из первых заказных убийств, но и как первое убийство с использованием бактериологических средств.
В тему
В 1996 году режиссёр Владимир Алеников на основе мемуаров начальника имперского сыска Аркадия Кошко снял детективный сериал «Короли российского сыска». По фильму, герою Армена Джигарханяна вместе с подручными предстоит расследовать несколько загадочных и запутанных дел. И первое среди них — убийство молодого Бутурлина. Роль О’Бриена де Ласси сыграл Игорь Ясулович.