Танцевальное чудо света: в Гродно с аншлагом выступил балет «Сухишвили»

Прославленные грузинские танцоры рассказывали об истории своего гордого народа, буднях и праздниках, кротких красавицах и храбрых воинах на всеобщем языке танца — корреспонденты «ВГ» побывали на выступлении легендарного балета «Сухишвили».

Трепетные свидания и сольные выходы

Знаменитый коллектив, не сдающий своих позиций в мире хореографии на протяжении 74 лет, гродненцы ждали давно: последние билеты на шоу закончились за несколько месяцев до выступления артистов. Несмотря на то, что танцоры приехали в Гродно в начале рабочей недели, 21 октября в самом большом концертном зале области был аншлаг. Желающие увидеть «восьмое чудо света», как нередко называют грузинский балет, были согласны даже на приставные стулья, которые добавили в партер.

Слегка потомив публику ожиданием, на сцену скользнули первые артисты. Выступление открыли мужчины в белых чохах, вслед за которыми появилась трепетная красавица. За лёгкой поступью девушки последовал партнёр, увлекая её в один из самых романтичных грузинских танцев. В нём движения пары сдержанны, аккуратны, танцоры не прикасаются друг к другу, и могут выражать свои чувства только изящными, мелкими шажками, свидетельствующими об особом любовном трепете.

«Свидание на двоих» сменила другая разновидность парного танца, где на сцену выходит много артистов, попеременно демонстрирующих то общую синхронность движений, то умения отдельных мастеров. Сохранение индивидуальности — яркая черта грузинской хореографии. Недаром часть почти каждого танца подразумевает конкуренцию по силе, ловкости, высоте прыжков и рискованным па.

Танец на пальцах осваивают с пяти лет

Не менее зрелищно смотрятся групповые танцы. Вот сцену заполняет красный туман, в котором хороводом кружатся мужчины, напоминающие античных героев на древнегреческих амфорах, а спустя мгновение их сменяют горячие воины в папахах, от сабель и кинжалов которых в буквальном смысле летят искры. В постановочных боевых схватках проглядывает история Грузии, долгое время воевавшей за свою независимость. Артисты поражают невероятной скоростью и точностью бросков кинжала, прыжками в два оборота, вращениями на коленях. Но настоящей визитной карточкой ансамбля остаётся танец на пальцах, который осваивают с пяти лет и продолжают оттачивать на протяжении всей жизни. К слову, эти сложные движения используются не только при демонстрации мужества: издавна считалось, что стать на колени перед красавицей неприемлемо, а вот на пальцы — особый шик и восторг. Грузинские танцоры остаются единственными мужчинами в мире, способными исполнять этот сложный элемент даже без помощи специальных блочных туфель.

От деревенской площади до царских покоев

Иная роль у очаровательных танцовщиц. Изящные девушки могут выполнять сложные акробатические трюки наравне с мужчинами в боевых танцах; взмахивая бархатными юбками и длинными косами, переносят зрителей на деревенский праздник или ярмарку на средневековой торговой площади. Но самым красивым проявлением женственности остаются лиричные, неспешные движения, самые красивые из которых сплетены в танец «Самаи», посвящённый первой женщине-правительнице царице Тамаре. Его исполняют три танцовщицы в длинных платьях и покровах, расшитых жемчугом и драгоценными камнями. Символичны цвета нарядов, созданных по сохранившимся фрескам с портретами царицы: белый напоминает о её непорочности, нежно-розовый — о материнской заботе и ласке, голубой — о мудрости. Миниатюрные, едва заметные шажки женщин создают иллюзию скольжения по сцене — кажется, будто они парят в воздухе.

К слову, костюмы «Сухишвили» уже стали отдельным произведением искусства, вдохновлявших на творчество французских модельеров и повлиявших на историю моды. Все наряды для 150 танцевальных номеров сделаны из натуральных тканей с использованием вышивки и росписи, металла и камней. В зависимости от сложности, на изготовление одного костюма может уходить от недели до месяца. Танцоры бережно относятся и к раритетному оружию, которое используется в реквизите.

Из инструментов извлекают душу Грузии

Магия танцевального языка была бы неполной без живой музыки. Балет гастролирует в сопровождении собственного оркестра, где собраны эксклюзивные инструменты. Музыкантам, почти невидимым за спинами танцоров, дали показать себя во всей красе, отведя под их сольное выступление отдельный номер. Начавшись с заунывных звуков, похожих на звучание дудука, мелодия внезапно обернулась ритмичным боем барабанов и переливов струнных, создавая в воображении слушателей картину стремительного горного потока или резвой конной скачки. Музыканты владеют особой техникой исполнения, которой не учат в школе — она передаётся из поколения в поколение и, кажется, способна извлечь из музыкальных инструментов саму душу грузинского народа. Любопытно, что для первых рядов зала дополнительным звучанием обладали и украшения танцоров: здесь был слышен перезвон монисто и кинжалов.

Под конец выступления танцоры не на шутку разогрели публику — зрители не отпускали артистов со сцены и добились исполнения финального величавого и горячего танца на бис. Вместе с танцорами поприветствовать гродненцев вышли и руководители ансамбля Нино и Илико Сухишвили — третье поколение легендарной семьи, внуки основателей балета, носящие те же гордые имена. Благодаря их династии, осуществившей реформу в грузинском танце, основанную на принципах модерн-балета, национальный балет Грузии по сей день остаётся популярным и востребованным по всему миру. Новой возможности увидеть грузинскую гордость и страсть, выписанную на языке тела, теперь точно будут ждать и многие гродненцы.

Фото Дмитрия Зинкевича