Гуляют подростки и паркуются богачи: смотрите, что сейчас происходит с первым гродненским водозабором, который можно купить за круглую сумму

История гродненского водоснабжения насчитывает несколько веков, однако наш дальнейший рассказ касается конкретно 1956-58 годов. Именно тогда на берегу Немана на 7-ом Пригородном переулке был возведён первый в истории Гродно водозабор, который обеспечивал водой весь город. Сегодня очистные и насосные станции простаивают и вот уже 20 лет просто разрушаются. Сколько так продлится, не скажет никто, хотя сейчас постройки как на земле, так и под ней продаются. «ВГ» выяснил, как обстоят дела у «первопроходца» водного хозяйства.

Если это рядом с центром Гродно, то почему водозабор так трудно найти?

На самом деле отыскать территорию бывшего водозабора не так уж и проблематично. Самый простой вариант, которым воспользовались и мы, — сворачиваем у Центрального рынка в сторону кладбища, проезжаем конечную остановку на Пригородной улице, проезжаем ещё около 300 метров, после чего по правой стороне ищем асфальтированный спуск, который будет оканчиваться небольшой будкой с открытыми воротами.

Любители природы и пеших прогулок наверняка построят маршрут по правому берегу Немана. Стартовать можно с пляжа у Старого моста, только учитывайте, что без проблем с берега попасть к водозабору не получится — со всех сторон территория огорожена забором с колючей проволокой. Поэтому все равно придется выходить на дорогу. Ориентиром в походе в таком случае может служить теплотрасса, проходящая через реку напротив центра соцобслуживания Октябрьского района. Трубы брошены там, где начинается искомая площадка.

Самое интересное скрыто под землей

Территория водозабора встречает нас небольшим домиком с воротами — это здание проходной. Оно закрыто. На воротах написано «Проезд запрещен», но надпись выцвела и никого не способна напугать. Как раз напротив Немана сидела парочка подростков и шепталась о чем-то.

Далее открывается вид на большую поляну, поросшую травой, с шестью бетонными плитами, аккуратно лежащими на земле. К сожалению, самое интересное в этом месте находится под землей. Эти плиты — не что иное как отверстия в пять огромных подземных резервуаров, закопанных здесь. Три из них на бетонные, они рассчитаны на 1,77, 1,6 и 1,1 тысячи кубов. Два остальных — кирпичные, один из них рассчитан почти на 2 тысячи кубометров, а второй всего лишь на 317 кубов. Для понимания: обычная железнодорожная цистерна рассчитана на 80-85 кубометров. Получается, что самый большой резервуар равен 25 стандартным цистернам!

После необычной поляны идёт одноэтажное приземистое здание зеленоватого цвета. Двери закрыты, окна, к слову, целы. Сквозь давно немытые стёкла можно различить столы, журналы, книги и несколько мензурок.

Рядом с этим зданием находится ещё одна поляна, где стоят многолетние деревья. Сразу за ней видим постройку в 1-3 этажа в виде буквы «Г». На площади почти в тысячу кв.метров, скорее всего, размещались насосная 2-го подъёма и очистная станции — сердце всего водозабора. Здания кирпичные и также закрыты на замок, поэтому погулять внутри не получилось. Несмотря на то, что здание возведено более 60 лет тому назад, они сохранились в приемлемом состоянии. Разве что у одной пристройки прогнила кровля и крыша буквально съехала внутрь здания.

Если водозабор заброшен, то что там делают Porsche Cayenne и Lexus?

Стоит отметить, что на всей территории довольно чисто. Под ногами встречается не мусор, а в основном разбившиеся об асфальт яблоки. Тут даже мусорный контейнер, как у нас во дворах, стоит, правда, вывозится ли мусор, сказать трудно.

Кроме того, сами постройки лишены этого вездесущего показателя заброшенности как граффити. Двери хоть и деревянные, и имеют не самые крепкие замки, но находятся на своих местах. Окна почти везде целые.

Почему водозабор находится в таком состоянии? Скорее всего, в этом заслуга серьёзной ограды с колючей проволокой и очень «крутые» соседи. Под соседями мы понимаем людей, которые построили рядом огромный особняк с очень богатым благоустройством. На доме висят видеокамеры, видимо, они и отпугивают потенциальных охотников за «металлом» и прочих незваных гостей. На территории рядом с коттеджем стояли два внедорожника Porsche Cayenne и Lexus. Площадка водозабора стала для них парковкой.

Что ещё известно про этот водозабор? Принадлежит он нашему «Гродноводоканалу». Как рассказали на предприятии, постройки возводились на протяжении 1956-58 годов и являлись тогда первым гродненским водозабором. Функционировать они перестали в начале 90-х годов. После этого помещения сдавались в аренду мебельным и швейным компаниям, однако постепенно арендаторы покинули эту площадку.

И что, этот водозабор можно купить?

Да, вы можете стать владельцем более 1 га земли и данных построек (плюс тут есть все коммуникации), имея в кармане более 1,15 миллиона рублей. Такова начальная цена на торгах, которые должны были пройти 26 сентября. Но из-за того, что хозяйством никто не заинтересовался, аукцион так и не провели. В дальнейшем его, скорее всего, снова предложат купить на торгах, но уже понизив начальную цену.

Не менее интересно, что здесь можно будет построить. В условиях аукциона говорится о проведении реконструкции или капитального ремонта. Также не исключается перепрофилирование недвижимости под здания общественного назначения — например, гостиницу или ресторан (возможность построить первую точку общепита с причалом для водного такси).

И если эти станции не являются серьезной преградой для реконструкции или вовсе сноса, то вот что делать с подземными резервуарами остаётся неизвестным. Строить на них однозначно нельзя, а если их разрушать, то придётся засыпать, а на это потребуется уйма песка…