Машина с характером, любовь и пингвины… и другие зарисовки с Манхэттенского фестиваля короткометражек, на который точно стоит сходить

В кинотеатре «Красная звезда» открыли 22-й Манхэттенский фестиваль короткометражного кино. Зрителей приглашают оценить очередную подборку из десяти картин и повлиять на итоги мирового голосования, выбрав своего фаворита. Мы сходили на премьеру и предлагаем вам небольшой обзор, доказывающий, что билет на короткометражное попурри стоит своих денег.

В этом году «ManhattanShort» получил 1250 заявок из 70 стран. Традиционно выбранную десятку финалистов показывают с 26 сентября по 6 октября в 400 городах по всему миру. К участию в зрительском жюри гродненцы присоединились в кинозалах «Красной звезды», где в день премьеры был аншлаг,и Молодёжном центре «Гродно».

В программе нынешнего года отличились британцы: под флагом королевства в число финалистов пробились сразу три картины, каждая из которых попала хотя бы в одну номинацию на лучшего исполнителя главной или второстепенной роли. Любопытно, что все они так или иначе затрагивают тему семейных отношений. Комедия «Дела семейные» указывает на неё прямо, но раскрывает с неожиданной стороны: смешная и неловкая главная героиня, пытающаяся смириться с наступлением своего 30-летия в баре, наутро просыпается в незнакомом доме, и ещё неизвестно, с кем из его необычной семейки она провела ночь. В драме «Издалека», где главную роль исполнил знаменитый Тимоти Сполл, в центре режиссёрского исследования оказывается непонимание между живущим под гнётом прошлого пожилым Найджелом и его взрослой дочерью, в которое вмешивается бездомный робот Макс, сумевший покорить сердце старика. Самой сильной картиной не только в британской тройке, но и, возможно, во всей программе оказывается «Сильвия», застывшая в кульминативной середине сеанса и пробившая многих зрителей на слёзы. Плакать вместе с экранными героями не стыдно: основанная на реальных событиях лента, поначалу рисующая лишь ситуацию продажи любимого автомобиля, неожиданно выворачивает происходящее на болезненную изнанку, где потеря старенького «Опеля» приравнивается к утрате близкого человека, у которого есть не только свои имя и история, но и ангелы-хранители.

Дела семейные

Сильвия

В начало программы организаторы вынесли три фильма об острых проблемах современности. Соседство злободневных, но разных по настроению картин, переносит зрителя на своеобразные эмоциональные качели. Открывающий фестиваль «Футбольный клуб города Нафта» сорвал аплодисменты зала за бесценную детскую непосредственность, для которой найденные мешки с кокаином — повод организовать комфортную игру на футбольном поле, а не сделать состояние на неспокойной границе Туниса и Алжира. Иранский «Урок вождения» поднимает тему женского бесправия в мусульманском мире, где Бахаре не может находиться в машине с инструктором по вождению без мужа, где априори отрицаются женское достоинство и способность делать что-либо наравне с мужчинами, где у женщины нет возможности отстоять своё мнение, не выйдя на открытый бунт. Оставшаяся в этом году без хорроров подборка ужасает триллером «Мусор»: спокойная и относительно налаженная жизнь бригадира Армандо вдруг оборачивается ужасом рабского труда иммигрантов в США, где его самого и друзей пускают в расход, потрошат на органы и приравнивают к мусору, который требует мешков побольше. Именно этой картине мы отдали голос за лучшее исполнение главной роли — финальная сцена с первородным ужасом, застывшим на лице главного героя грозит сниться вам ещё какое-то время.

Футбольный клуб города Нафта

Футбольный клуб города Нафта

Мусор

Рядом с упомянутым «Уроком вождения» не только на сеансе, но и в деталях («молчи и улыбайся») оказывается лента «Секреты мастерства», будто в противовес начинающая череду картин о женской силе. Здесь официантка высококлассного ресторана доходит до переломного момента в общении с трудными клиентами, балансируя в борьбе за хорошие чаевые и желанием приготовить лучшую месть по всем законам кинорежессуры — оцените мастерство монтажа и спецэффектов при переключении между реальным и фантазийным планами. Разделение на две реальности будет и в «Матче», где две очень разные героини неожиданно найдут общую черту — пусть и пугающую окружающих, но делающую их лучшими партнёрами для спарринга на корте. Подборку закроет «Малу» — в меру вдохновляющий фильм о силе духе и движении к своей мечте, несмотря на протесты всего окружающего мира.

Матч

Малу

Фестиваль закрывает невнятная, но по-сказочному красивая мелодрама «На краю света»: в апокалиптическом будущем одинокая служащая находит свою судьбу с солдатом последней мировой войны, но их счастье окажется под угрозой, когда его снова отправят в бой. Отношения главных героев подпадают под сравнение с постоянно мелькающими в кадре пингвинами, действие часто прерывается хронологическими заставками, весь фильм в целом оставляет ощущение скомканности и слащавости, зато здесь зритель получит красивый визуальный ряд и хеппи-энд. Фильм не очень подходил для финального аккорда киносеанса, но уж больно просилась на это место финальная фраза «Это ещё не конец».

На краю света

Выбрать своего фаворита в коротком метре гродненцы могут в кинотеатре «Красная звезда» (с 26 по 29 сентября и с 3 по 6 октября) и кинозале МЦ «Гродно» (с 26 сентября по 2 октября). Каждому зрителю будет вручена карточка для голосования за лучший фильм и лучшего актёра. Победителей объявят 7 октября.