В эпицентре пробок: вы думали, что в доме на Горновых, 7 никто не живёт? Мы узнали, что живут… и даже каково это
Дом на улице Горновых, 7, где находятся два книжных магазина, собирались снести ещё десять лет назад, а после признали непригодным для проживания. Несмотря на это, здесь до сих пор живёт семья.
До дороги можно дотянуться рукой
В двухэтажном доме напротив остановки помимо двух книжных магазинов есть ещё пять квартир. В четырёх их них семь лет как никто не живёт и только одна — под номером 4 на втором этаже — до сих пор заселена. Здесь живут Марина Путиловская, её муж и 82-летняя мать. Прописан ещё сын, но он бывает по другому адресу.
— Судьба побросала нас по городу. Перед тем как переехать в этот дом, жили на Замковой улице, потом на Лизы Чайкиной. Сюда попали в 1977-м. Из удобств были печное отопление, холодная вода и телефон. Перекрёсток тоже выглядел по-другому: вокруг только частные дома, под окнами росли три липы, а через дорогу стояла забегаловка «пьяный угол», — вспоминает хозяйка.
Картина кардинально изменилась после масштабной реконструкции старого моста в 2008 году: дорогу с двух полос расширили до шести, теперь дом от оживлённой улицы отделяет полутораметровая дорожка.
Снести нельзя оставить
У развязки на пересечении улиц Горновых и Советских Пограничников снесли около 20 домов, переселенцам дали квартиры на Доватора и во 2-м переулке Дзержинского. Сносу подлежал и дом на улице Горновых, 7.
В официальном уведомлении говорилось, что выделены деньги на отселение жильцов. Однако спустя некоторое время необходимость сноса отпала в связи с «ограниченностью финансирования».
— На запросы в инстанции, куда делись квартиры, предназначенные для нашего переселения, вразумительного ответа не получили. В 2010 году наш дом признали не соответствующим санитарным и техническим требованиям, но пригодным для проживания, а спустя два месяца — непригодным. Комиссия посчитала, что устанавливать шумозащитный экран нецелесообразно, — рассказывает Марина.
Жильцам предложили строить квартиры по льготным кредитам. Соседей переселили в другое жильё, а Путиловских — нет, так как квартира приватизирована и Марина не согласилась переводить жильё в разряд нежилых. Предлагали квартиры возле Южного рынка, в социальных домах на улицах Тавлая и Кремко, в бывшем общежитии на улице Пестрака, но женщина отказывалась.
— Я перееду только в блочный или кирпичный дом, никаких панелек — это моё принципиальное требование. И не меньше чем в трёхкомнатную квартиру, — добавляет Марина Путиловская.
Единственная защита — цветы
Путиловские говорят, что жизнь рядом с дорогой — непростое испытание. Круглые сутки каждые 30 секунд у окон останавливается три полосы машин с включёнными двигателями. Усложняют ситуацию и мотоциклисты: рёв их техники слышен и в сотне метров от дороги, что говорить про домочадцев на Горновых? Летом форточки открыты, и, чтобы посмотреть телевизор, необходимо повышать громкость до максимума. Пыль в квартире образуется с феноменальной скоростью: если утром помыть подоконник, то к вечеру он снова будет грязный. Единственное спасение — десятки растений на окнах.
— Кому ни скажу, что живу на этом перекрёстке, все приходят в шок. Думают, что тут никого нет. Нет, есть, мы тут выживаем, — со скепсисом признаётся Марина. — Мою 82-летнюю мать отправили летом на дачу, иначе она этот ад не пережила бы. Загазованность уже не ощущаем, но о каком нормальном воздухе может идти речь?
Хозяева платят 36 рублей «коммуналки» в месяц, включая вывоз мусора и уборку подъезда. При этом ближайшая площадка для мусора находится в 150 метрах от дома. Марина сама моет в подъезде. Дом построен в 1930 году, последний капремонт проводился около 40 лет назад.
Что будет с домом дальше?
Согласно генплану развития Гродно до 2030 года, здание на Горновых, 7 относится к «общественной полифункциональной территории», то есть жилых помещений тут не предусмотрено. Тем не менее сносить его не будут.
— Сейчас дом имеет статус нежилого здания со встроенными жилыми помещениями. Его свободные площади будем использовать как коммерческую недвижимость, например сдавать в аренду под мастерские, различные услуги, — сказали в Гродненском горисполкоме.
Пустующие помещения на первом этаже начали сдавать в аренду. Так, 33 квадратных метра на аукционе выкупил книжный магазин: планируют расширяться. На очереди поиск арендатора для помещения с изолированным входом.
Что касается квартиры Путиловских, то её в счёт государственных нужд не изымут. Самое простое решение — продать жилплощадь новому собственнику, добавили в горисполкоме.
В тему
В 2012 году похожая ситуация произошла с жильцами дома на улице Тавлая, 13, который оказался в центре кольцевой развязки. Собственник и город не могли договориться о сумме компенсации. Гродненское предприятие, которое проводило оценку дома по заказу горисполкома, определило 69 тысяч долларов. Минская организация пришла к выводу, что рыночная стоимость строения — 87 тысяч долларов. По просьбе истца была назначена повторная оценка, но её так и не провели. В итоге дом снесли, а жильцы переехали на съёмную квартиру.