«Три года отдавать больше половины пенсии — что ж я буду готовить в этой посуде?»: мы побывали на презентации чудо-кастрюль и узнали об уловках, которые используют продавцы
Гродненцам звонят странные представители фирм и под видом дегустации белорусских блюд приглашают на презентацию, где втюхивают дорогостоящую посуду.
В редакцию «Вечёрки» обратилось несколько человек со схожими историями. Их приглашают на дегустацию блюд или встречу, посвящённую здоровому питанию, а затем презентуют посуду итальянского производства за баснословную цену. На одной из таких презентаций побывала журналистка «Вечёрки».
Заманивают едой и подарками
Мероприятие назначено в дорогом ресторане в разгар рабочего дня. На входе молодой человек спрашивает, с собой ли у меня паспорт. Документ просят прихватить, когда звонят, а на вопрос «зачем» отвечают уклончиво, мол, чтобы удостоверить личность.
— Я вместо сестры — ищем маме в подарок хорошую сковородку, — говорю и вижу, что глаза парнишки заметно оживились, он начал расспрашивать о маме, а потом проводил на первый ряд и дал купон для участия в лотерее.
В зале на импровизированной сцене установили два стола, на одном из них под красной тканью была спрятана посуда. Из пятидесяти присутствующих только четверо оказались не пенсионеры.
— Меня звали на дегустацию белорусской кухни, а тут какая-то посуда! Зачем мне это надо? — возмутилась женщина рядом, но всё же осталась послушать.
Спустя несколько минут появился одетый с иголочки спикер с приятной улыбкой и поставленной речью.
— Кто уже пользуется нашей посудой? — обращается он к залу.
— Дети подарили три года назад — откликнулись с последнего ряда.
— Что-нибудь за это время сломалось?
В ответ на вопрос дама отрицательно покачала головой.
— Я был уверен, что нет!
За подтверждением своих слов к этой женщине спикер будет обращаться всю презентацию.
Показывают «фокусы» и пугают болезнями
С посуды торжественно срывается красное полотно, и оратор зачем-то начинает расписывать преимущества… индукционной плиты, сыплет научными фактами, достоверность которых может проверить разве что специалист. Как оказалось, чтобы получить чудо-плиту, нужно купить набор кастрюль и сковородок.
— В кастрюле можно даже жарить, да ещё и без капли масла! — восклицает спикер и тут же повышает градус «драматизма»: — Сколько часов вы проводите на кухне в день? Часа три-четыре? А это как минимум восьмая часть жизни! Если проживёте 80 лет, это 10 лет — столько вы стаптываете свои суставы на кухне!
По словам мужчины, чудо-посуда сократит это время в пять раз. Затем он обещает приготовить четыре блюда: куриное филе, «шашлычок», овощи на пару и яблоко на десерт всего за 14 минут. На деле же понадобилось 20, и это не считая подготовки продуктов и нагревания посуды, которые сделали заранее. В итоге варка и дегустация блюд, на которую приглашали по телефону, из двух часов встречи заняла не более 40 минут.
В процессе рассказывают о том, что пережаренное масло вызывает рак и ещё с десяток болезней. Страшную картину подытоживает история о собственной бабушке, у которой из-за диабета через неделю обострения вырезали глазные яблоки! Напугали присутствующих не только маслом, но и другой посудой: от тяжёлых металлов, что выделяет эмалированная, крутит суставы, а окись алюминия вызывает слабоумие. Всё это подкрепляется «фокусами»: вот капелька воды бегает по разогретой сковородке; крышка вставляется в ручку, а не кладётся на стол; из набора посуды можно выстроить пирамиду и готовить сразу четыре блюда.
Вгоняют в кредиты на три года
После презентации желающих пригласили попробовать блюда и рассмотреть посуду. В этом время каждого гостя отдельно уводили в сторону, чтобы рассказать о цене посуды. До этого даже от прямых вопросов о ней уклонялись.
Меня позвали первой. Парень, которому я сказала про сковородку для мамы, расписав набор, аккуратно выводит цифры на бумаге:
— Стоимость этого комплекта, — сразу говорю, не пугайтесь, — 6190 белорусских рублей. У нас есть два способа приобретения, и в каждом посуду забираете уже сегодня! Наличные сразу, или банковская рассрочка на 24 месяца, или кредит на 36 месяцев — переплата всего 8 процентов. Если брать в кредит на три года, в месяц выходит примерно 180 рублей.
— У меня пенсия 300 рублей, а тут три года отдавать нужно больше половины! Что ж я буду готовить в этой посуде? — делится впечатлениями женщина.
Покупаешь — получаешь подарки и 1000 долларов
Заключительным аккордом презентации стала лотерея. Определили трёх счастливчиков. Одна победительница решила переиграть, так как не собиралась чего-либо покупать. Этому спикер не особо обрадовался и предложил, пока он считает до трёх, кому-нибудь из присутствующих забрать выигрышный купон.
Победителям дарили скидку 2000 рублей, индукционную плиту, набор кухонных аксессуаров и противень с крышкой из той же «хирургической» стали, что и чудо-посуда, но при условии, если купят целый набор, который стоит почти 6200 рублей. Когда «счастливчики» отказались от набора, им предложили купить хотя бы один предмет из него или казан, который до этого никому не показывали. Его можно было взять в кредит на три года и платить «всего по 30 рублей в месяц»! Но решать нужно было сразу.
В конце презентации присутствующим раздали обещанные по телефону подарки: три пакетика приправ тем, кто пришёл один, парам — набор для специй из трёх предметов.
Когда стали расходиться, ко мне снова подошёл парень и поинтересовался, не надумала ли я купить сковородку. Она якобы стоит 1200 рублей, но мне её продадут со скидкой — за 765 рублей, если оплачу сразу. А если возьму ещё и второй предмет, получу в подарок индукционную плиту.
В тот день уговорить на покупку никого не удалось, и приветливые лица организаторов презентации сменились гримасой.
Комментарий психолога
Магистр психологических наук, исследователь в области инженерной психологии Ольга Венско:
— Видно, что в компании работает большая команда маркетологов и психологов. Им можно поаплодировать — они блестяще используют все инструменты продаж. Знают потребности клиента и понимают, что работающий человек не станет покупать такую дорогую посуду, ведь на готовку дома времени нет. Проще всего убедить тех, у которого оно есть, а это, как правило, пенсионеры. Главная потребность пожилых людей — общение и внимание, которых им часто не хватает. Все эти потребности — индивидуальный подход, куча экспертной информации — готовы реализовать на презентации. Ещё одна причина покупок не по карману — экономическая неграмотность, а это касается и молодёжи. Перед оформлением кредита необходимо рассчитать, позволяют ли доходы купить посуду за 3000 долларов и окупится ли когда-нибудь приобретение. Чтобы не обмануться, выход один — быть активным, читать газеты и учиться мыслить критически.