Стоянки есть, машин – нет: почему в самом автомобильном городе страны заполнены дворы, а не платные парковки

Несмотря на то что с каждым годом число автомобилей в Гродно растёт, а дворы забиты машинами, платные охраняемые стоянки пустуют. Если в центре жилой застройки такие парковки более-менее заняты, то на окраинах микрорайонов свободных мест предостаточно.

Перестали бояться автоворов?

С каждым годом число платных охраняемых стоянок в городе уменьшается. Сейчас их около 30. Одно место в сутки стоит от одного рубля, в месяц — 18–23 рубля.

— Была стоянка на Фестивальной улице, но владелец разорился, потому что машины там никто не ставил, а земельный налог большой, — объясняет главный специалист отдела жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации Ленинского района города Гродно Николай Терешко.

По его словам, сейчас только в Ленинском районе, не считая паркинга, 15 платных охраняемых стоянок, заполнены они в среднем на 25–40 процентов.

Мы решили проверить, так ли это, и обзвонили более десяти парковок в разных частях города. Только одна, что на проспекте Янки Купалы, оказалась полностью занята. На другой — на проспекте Клецкова, 27 — все места выкуплены, но многие автовладельцы там свои машины не ставят.

На остальных парковках свободных мест хоть отбавляй: есть они на Индурском шоссе, 13, переулке Победы, 16, Гаражной, 10. Несколько лет назад построили паркинг в пять уровней на Дзержинского, но сейчас он, как и открытые платные стоянки, тоже не заполнен. На треть свободны пять автомобильных стоянок футбольного клуба «Неман»: на трёх небольших парковках до 250 мест на улицах Курчатова, 1, Соломовой, 77а и Репина, 52 около сотни не заняты, на крупных, на улицах Славинского, 2б и Тётки, 2а, рассчитанных примерно на 560 автомобилей, свободно около 200 мест.

— В 90-е годы процветал криминальный бизнес. Машины обворовывали, угоняли, сейчас такого нет. Владельцы перестали бояться и привыкли оставлять автомобили под домом, это удобно. До стоянки ещё дойти нужно, заплатить за неё. Во дворе, если места под подъездом нет, можно и на газон поставить. Неправильно припаркованную машину может эвакуировать только сотрудник ГАИ, а приезжает он, как правило, если сосед пожаловался, — говорят в филиале СУ «ГФК “Неман”» «Автостоянки».

Паркрайт используют только в центре

В ГАИ отмечают: их позиция в отношении владельцев автомобилей, припаркованных во дворах, пусть даже не по правилам, лояльная.

— Если смотреть объективно, в старых микрорайонах парковочных мест не хватает. Поэтому инспектор туда специально не заезжает. Вот если машина будет мешать проезду на центральной улице, например на Карла Маркса, — это другой вопрос. Её однозначно эвакуируют, а водитель получит штраф, — поясняет начальник отделения агитации и пропаганды управления ГАИ УВД облисполкома Андрей Цыдик.

С весны прошлого года в городе работает прибор паркрайт, который в автоматическом режиме фиксирует нарушения правил парковки и стоянки. В его память внесено 14 участков, где нельзя парковаться, на улицах Горького, БЛК, Социалистической, Транспортной, Карла Маркса, Октябрьской, Кирова. Прибор оснащён двумя камерами: одна снимает дорожную обстановку, вторая — регистрационные знаки автомобилей нарушителей. Через пять минут неправильно припаркованную машину снова снимают. Если авто по-прежнему стоит на месте, информация сохраняется в базе данных нарушений, затем направляется в центр обработки данных в Минск. Оттуда нарушителям рассылают «письма счастья».

По данным ГАИ, треть нарушений правил парковки и стоянки была выявлена с помощью паркрайта.

Почему не строят дома с паркингами

По словам водителей, платные стоянки под домом, как правило, заняты, а ходить за несколько километров на автостоянку каждый день они не готовы. По их мнению, давно пора строить дома с подземными парковками и многоуровневыми паркингами, как это делают в Европе. В Гродно таких немного. Есть подземные стоянки в «консентовском» доме напротив автовокзала и в элитной новостройке на улице Будённого, 28. Двухъярусная парковка предусмотрена рядом с монолитами, строящимися на проспекте Янки Купалы. Всё это — элитное коммерческое жильё.

— Мы строим жильё типовых потребительских качеств, прямо скажем, для людей с небольшим доходом. Один квадратный метр не может стоить больше средней зарплаты по стране (в мае она 1071,6 рубля. — Прим. авт.). Строительство подземной парковки или многоярусного паркинга удорожит метр примерно на 30 процентов. Кто сможет купить такую квартиру? — комментирует заместитель директора УКС Гродненского горисполкома Виктор Старотиторов. — Сейчас мы стараемся максимально вывести транспорт из дворов, строим парковки за домом, оставляя во дворах только подъездные пути.

Справка

По данным ГАИ Гродно, за полгода в области к административной ответственности за нарушение правил парковки привлечено более 3000 водителей.

За неправильную парковку, зафиксированную с помощью паркрайта, предусмотрен штраф: для владельцев легковых — 1 базовая, или 25,50 рубля; грузовиков, большегрузов и прицепов — 3 базовые, или 76,50 рубля.

Если нарушение зафиксировал сотрудник ГАИ, штраф для владельцев легковых машин — 1 базовая (25,50 рубля), для грузовых — 5 базовых (127,50 рубля). В случае повторного в течение года нарушения сумма вдвое больше: две (51 рубль) и десять (255 рублей) базовых.