Не всё невозможное возможно? В Гродно парень-инвалид пытается получить водительские права, но пока у него ничего не получается
Гродненец Алексей Лукьянчик больше двадцати лет живёт с одной рукой, вторая после жуткой аварии не работает. Несмотря на это, у парня есть мечта — получить водительские права. Но, оказалось, в Гродно сделать это невозможно.
Авария изменила жизнь
23-летний Алексей Лукьянчик — инвалид III группы. Когда ему было полтора года, вместе с отцом и ещё двумя родственниками он попал в страшную аварию и единственный выжил. С тех пор у него не функционирует левая рука. Это, однако, не помешало Алексею окончить школу с золотой медалью, а затем получить высшее образование по специальности «информатика». Сейчас у него стабильная работа и… мечта — получить водительские права.
— Ещё в школьные годы я думал о том, чтобы закончить курсы, но понимал, что этому, скорее всего, не суждено сбыться. Со временем желание только усилилось, плюс появились возможности, — говорит Алексей.
Парень позвонил в несколько гродненских автошкол, но безрезультатно — в Гродно инвалидов на водителей не учат.
Алексей разместил в интернете петицию. Он предлагает в Гродно организовать курсы для людей с ограниченными возможностями. Под петицией подписалось около 80 человек. В ней говорится: «Люди с дополнительными потребностями тоже ведут активный образ жизни, им тоже необходимо мобильно перемещаться по городу и за его пределами. Но в Гродно нет автошколы, ни государственной, ни частной, которая могла бы обучать таких людей».
С покупкой специального автомобиля, говорит Алексей, проблем нет. В Минске под заказ выносят рычаг переключения передач и другие важные механизмы управления на рулевое колесо (как на некоторых автомобилях из США). Но покупать такое авто он не спешит — прежде всего нужно получить права.
— Я не камикадзе: если на улице сильный снегопад или гололедица, не сяду за руль и не буду ставить под угрозу жизнь и здоровье окружающих. Машина мне нужна не для понтов. Я хочу быть мобильным, как и все: в выходной день выбраться за город, съездить к друзьям или в торговый центр за покупками, — добавил Алексей.
К слову, как пояснили в отделении агитации и пропаганды управления ГАИ УВД облисполкома, ДТП с участием инвалидов случаются очень редко. Возможно, потому что самих инвалидов за рулём немного.
Учат только в Минске?
Мы обзвонили 15 крупнейших гродненских автошкол. Ответ всюду был одинаков: подготовка водителей с инвалидностью, как у Алексея, не ведётся.
— Мы не обучаем людей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Для этого нужны специальные автомобили, которых у нас нет. Только в Минске есть специальная автошкола. Можно выучить теорию и сдать её в Гродно, а вождение — в Минске, — ответили в автошколе при ДОСААФ.
В Минске действительно находится автошкола, которая обучает инвалидов. Распорядок обычный: сначала теория по стандартной программе, затем вождение. Единственное отличие — практику проходят на специальной машине. Она оснащена, как и всякая «учебка», дополнительными педалями для инструктора, только с водительской стороны рычаг находится под левой или правой рукой. При необходимости на руль устанавливается рукоятка, чтобы его было легче поворачивать. Машина для инвалидов оборудована автоматической коробкой передач. Учёба занимает 3–3,5 месяца.
— За год у нас обучается около тридцати человек — не только минчане, много иногородних. Возможно, приезжих было бы больше, если бы не вопросы с жильём. Проживание и питание каждый обеспечивает себе сам, — рассказал директор ЧП «Спецавтомастер» Иван Костюк.
Ещё одна автошкола есть в Вилейке Минской области. Обучение проходит на базе Вилейского государственного профессионально-технического колледжа. Инвалидов-колясочников здесь учат только вождению, теорию нужно сдать в своём городе. Правда, вопрос прежде нужно согласовать с администрацией автошколы. На время учёбы могут предоставить за отдельную плату общежитие.
За год обратились трое
Похожие водительские курсы могут появиться в Гродно, если будут востребованы. В этом году с такой проблемой в Гродненское городское общество инвалидов никто не обращался, в прошлом году — только три человека, рассказал председатель Гродненской городской ОО «Белорусское общество инвалидов» Сергей Мишкель. Между тем в обществе состоит 1960 человек, из них с общим заболеванием или нарушением опорно-двигательного аппарата около 80 человек — потенциальные водители.
— Можно было бы создать группу из двадцати человек. Тем более что у нас в городе много молодых инвалидов с общим заболеванием (не психическим или ДЦП), которые могли бы учиться и получать водительские права, — говорит он. — Но вопрос упирается в проживание курсантов. Нужна и медкомиссия: допустят ли врачи к управлению автомобилем? Как вариант — включать инвалидов в общую группу обычной автошколы, а вождение организовывать на специальной машине.
о если желающих немного, покупать такой автомобиль нецелесообразно.
В тему
Переоборудованные под инвалидов автомобили ставят на учёт в ГАИ с пометкой «С ручным управлением». Однако прежде машина должна пройти испытания. Проводят их три организации. Все они находятся в Минске.
— В последнее время обращений в ГАИ по поводу постановки на учёт переоборудованного автомобиля для людей с нарушением опорно-двигательного аппарата стало больше. Более того, регистрируют уже не старые автомобили, а машины хорошего класса, — говорит старший инспектор по особым поручениям управления ГАИ УВД облисполкома Вячеслав Сечко. — Возможно, потому что инвалидам стало проще проходить медкомиссию. Был ряд послаблений, и теперь даже те, кто раньше не проходил врачей, сейчас могут получить допуск к управлению автомобилем.
Наталья КОРНЕЕВА, Вадим ВЕНСКИЙ