«Это кино будто создано для нас»: в Гродно в шестой раз проходит фестиваль «Кинемо»
Дворик музея истории религии снова ждёт гостей на уютные киновечера: в эти выходные здесь идут показы чёрно-белого кино, на которых собираются не только поклонники классики кинематографа, но и любители живой музыки. В этом году фестиваль открыла комедия «Кинооператор», показ которой состоялся в пятницу, 5 июля.
Несмотря на переменчивую погоду, в первый вечер организаторов ждал аншлаг. Постоянные посетители «Кинемо» предусмотрительно вооружились пледами, зонтами и термосами с горячими напитками и обещали поделиться ими с теми, кто пришёл на фестиваль впервые. Однако погода не подвела: дождь не подпортил просмотр картины гениального комедийного актёра и режиссёра Бастера Китона. «Кинооператор» стал первым голливудским фильмом комика и одновременно завершил его блестящую карьеру — Китон жалел о своём переходе из «независимого» кино на студию «Метро-Голдвин-Майер». В комедии о приключениях уличного фотографа, который решает завоевать сердце девушки, став оператором-документалистом, ещё можно в полной мере проследить режиссёрский почерк, сделавший «Кинооператора» совершенным в плане технического и постановочного мастерства.
Череду испытаний главного героя — беготню к телефону с чердака на первый этаж, потерю плавательного костюма в бассейне, попытки разбить копилку, увенчавшиеся сломанной кроватью и разрушенной стеной, большую драку в китайском квартале и ещё массу смешных эпизодов — дополняли классические тапёры Наталья Котова и Валерий Боровиков. Музыканты играют вместе более 20 лет, поэтому гродненские зрители могли наслаждаться чистой игрой на фортепиано в четыре руки.
Образ бедного, но преисполненного достоинства джентльмена, становящегося профессионалом не ради выгоды, а благодаря вдохновению, подаренному любимой девушкой, покорил публику с первых сцен. Кинолента с 90-летней историей вызывала такие искренние взрывы смеха, какие не всегда можно услышать на сеансах с современными комедиями.
— В немом кино почти всякая идея передаётся визуально, без слов, становится очевидной. Но от этого её ещё сложнее выразить, поэтому в те годы актёры отличались особым талантом, — делится мнением Василий Степанович, который вместе с супругой стал завсегдатаем фестиваля. — Такой юмор универсален, и я знаю, что сюда всегда можно взять внуков — ведь здесь не будет пошлости.
Другие зрители приходят сюда за красивыми историями любви: задние ряды превратились в романтический уголок, где собрались кутающиеся в пледы молодые пары.
— Химия между героями не на словах, а взглядах, жестах. Хочу, чтобы ты тоже на меня так смотрел, — улыбается своему парню Виктория и обращается ко мне. — Вроде бы обычный сюжет, а для меня эта история одна из самых трогательных в кино. Девушка так верит в этого неуклюжего оператора, что снова веришь в чистую любовь, когда тебя любят не за деньги или престижную работу, а таким, как ты есть сам по себе.
Некоторые посетители поделились впечатлениями на бумаге — оказалось, что фестиваль пользуется популярностью у тех, для кого любое кино — немое: подруги Ирина и Анна, общающиеся с миром на языке жестов, ходят на каждое «Кинемо».
— Это кино будто создано для нас. Сейчас любой фильм можно посмотреть с субтитрами, но тогда акцент изначально был на визуальном ряду. Этот фестиваль делает поход в кино, где будешь на одной волне во всеми зрителями, возможным и для нас, — признаются девушки.
В выходные гродненцев ждут ещё два кинопоказа. В субботу в музее покажут костюмированную антивоенную постановку «Горная кошка» о любви дочери разбойника и немецкого лейтенанта в музыкальном сопровождении Александры Хмелевска (фортепиано) и Виталия Эппова (саксофон), а закроет фестиваль украинская детская картина «Приключения полтинника» об отваге и чести уличного босяка и хулигана Федьки под аккомпанемент группы Five Storey Ensemble. Начало показов в 22:00. Билеты в кассе музея.