Испытание для пятой точки: журналисты «ВГ» прокатились на велосипедах по гродненскому объездному кольцу
Сегодня добраться в любой микрорайон по объездному кольцу на автомобиле можно за несколько минут. Легко ли это сделать на велосипеде, какие «подводные камни» ждут любителей двухколёсного транспорта и где взять велик на прокат, узнавали корреспонденты «Вечёрки».
Мы провели эксперимент вечером в четверг, когда на улице людей было немного и спала жара. Путь начали от «Химволокно» и направились в сторону Фолюша. Наш маршрут пролегал по улицам Славинского, Маслакова, Суворова, Ольги Соломовой, Поповича, Весенней, Болдина, БЛК, Дубко, Брикеля, Тавлая, Магистральной, Румлёвскому проспекту и проспекту Клецкова.
Дорога шла как по маслу
Первое препятствие — высокий подъём в гору на новый мост, соединяющий Ольшанку с улицей Славинского. Преодолеть его не спешиваясь неподготовленному велосипедисту сложно. Зато дальше дорога шла как по маслу: широкий ровный тротуар (хотя разделения на пешеходную и велосипедную части здесь нет), низкие бордюры в местах пересечения с проезжей частью, отсутствие светофоров до самого кольца на улице Суворова — всё способствовало тому, чтобы развить скорость.
Сразу за кольцом, мимо Гродножилстроя, тоже удобно, но в районе моста нужно быть аккуратным и маневрировать между столбами посреди тротуара и бетонной стеной, чтобы случайно не зацепить их рулём.
До ТЦ «Фламинго» едешь с комфортом, и, чтобы поездка оставалась такой же, возле торгового центра лучше перейти на противоположную сторону, иначе придётся колесить по разбитому тротуару и лавировать между пешеходами. Без проблем преодолели отрезок от улицы Ольги Соломовой до моста через Неман, за исключением пешеходной дорожки напротив трёх высоток на улице Поповича — тротуар очень узкий, два велосипедиста не разъедутся.
Испытание для пятой точки
Перед мостом впервые за треть пути пришлось спешиться из-за бордюра высотой 15 сантиметров. И дальше поездка оставляла желать лучшего: огромные ямы и выбоины на мосту стали настоящим испытанием для велосипедных колёс и для нас. Прыгая по ямам и невысоким бордюрам, кое-как добрались до «Тропы здоровья» в Пышках. На улице Болдина наконец расслабились и даже набрали скорость, но ненадолго — за остановкой у бани тротуар снова испортился. Поскольку ехать по нему с комфортом невозможно, велосипедисты проторили узкую дорожку по траве.
За кольцом на Фортах долго не могли решить, по какой стороне бульвара Ленинского Комсомола ехать: на правой — тротуар вроде более-менее, но много пешеходов, так как по пути рынок, торговый центр, аптека; на левой дорога широка и людей меньше. Перешли на левую сторону.
Пожалуй, ни одна пешеходная дорожка в городе не сравнится по количеству ям с БЛК. Объехать их даже при большом желании нереально. Один плюс — бордюры наконец снизили так, что можно не останавливаться. Велодорожка даже обозначена белой линией, правда кое-где изрядно стёршейся. К слову, на некоторых участках, например на Магистральной улице под мостом через железнодорожные пути, велодорожка отделена от пешеходной красной плиткой. Пешеходов, особенно взрослых с детьми или мам с колясками, белая линия не смущает, а потому ходят они где хотят, в том числе и по велодорожке. Нескольких из них пытались снять на камеру, но при виде фотоаппарата они быстро переходили на пешеходную сторону.
Кстати, стоит отметить, что определить, какая часть предназначена для пешеходов, а какая — для велосипедистов, сложно: пиктограммы нанесены нечасто, дорожные знаки установлены редко.
Бульвар, надо признаться, не только сильно подпортил общее впечатление от велопрогулки, но и изнурил так, что крутить педали дальше не было сил.
Неожиданный сюрприз
К счастью, силы быстро вернулись, как только попали на улицу Дубко. Оттуда быстро добрались до кольца на улице Дзержинского — Дубко — Брикеля, затем по улице Брикеля поехали вниз в сторону Магистральной, минуя 28-ю школу. На кольце Брикеля — Тавлая спешились и перешли на другую сторону.
Спустя несколько десятков метров, напротив автостоянки, ждал сюрприз — ещё один высокий бордюр. Дальше двинулись по улице Тавлая и возле парковки свернули к железнодорожному переходу. Вот здесь, пожалуй, новичок мог бы заблудиться: сразу за железкой переходишь дорогу, сворачиваешь налево и поднимаешься на горочку. Оттуда прямиком к ближайшей остановке через «срезанную» Собачью горку. Здесь велодорожка, как и тротуар, прерывается: нужно переходить на противоположную сторону, а напротив психдиспансера возвращаться обратно.
Сразу за диспансером большой пустырь, где выгуливают собак. К счастью, собаки на нас не обратили внимания и не бросились в нашу сторону.
Несколько сотен метров тряски по колдобинам, и у городской санстанции выезжаем на ровную дорожку. Но и тут не обошлось без сюрпризов. Возле кафе «Верона» и здания промстроя велосипедиста поджидает невидимая опасность — несколько высоких бордюров, которые никак не обозначены: с велосипеда мы их сразу не заметили, а уже почувствовали при спуске.
Проспект Клецкова лучше объехать
Поездка от ГАИ по Румлёвскому проспекту и до самого пересечения с Янки Купалы показалась почти сказкой, не считая моста с ямами и столбами по центру тротуара.
Возле собора спешились, чтобы перейти дорогу, а затем поднялись в гору вдоль «Тринити».
Возникло несколько вариантов, как ехать. Справа шла велодорожка, но как быстро она заканчивается, было непонятно, и дальше пришлось бы двигаться по тротуару с ямами и высокими бордюрами. Или повернуть налево и по широкой пешеходной дорожке мимо школ, магазина «Нарочь» выехать на Индурское шоссе? Именно так я часто езжу к сестре в Колбасино. Третий вариант — перейти на противоположную сторону, где ресторан «Тройка», но хороший тротуар начинается от сберкассы, до этого пришлось катить бы, преодолевая бордюры и частые съезды для автомобилей. Мы выбрали второй способ и добрались до кольца на Славинского.
Возле воинской части дорогу лучше перейти: там хоть и больше выездов для машин на дорогу и пешеходов, зато не надо прыгать по ямам. Несколько сотен метров — и мы в конечном пункте. Весь путь — около 20 километров — занял два часа, учитывая остановки для фото.
P. S. Самые удобные для поездок на велосипеде — «молодые» микрорайоны, в частности Ольшанка. Ещё одна велодорожка — в Пышках: там кататься удобно, но рискованно, так как можно столкнуться с пешеходом. Проблема старых микрорайонов, как правило, даже не высокие бордюры, их в последнее время почти все снизили (правда, не в один уровень), а качество тротуара: ямы и колдобины становятся настоящим испытанием. Что касается мостов, то старый мост пока самый безопасный и удобный для двухколёсного транспорта, несмотря на то что пешеходы не хотят делить его с велосипедистами.
Удивило отношение пешеходов: с какой-то неприязнью они относятся к велосипедистам, не спешат освободить велодорожку или пропустить, шарахаются, когда подъезжаешь к ним даже на небольшой скорости.
Где взять велосипед напрокат
В Гродно около десяти пунктов проката велосипедов. Три из них находятся у «Тропы здоровья» в Пышках. Один час проката стоит 4 рубля, в двух пунктах есть скидки на каждый последующий сеанс. Велопрокаты есть в центре и на окраинах города:
- Социалистическая ул., 51а — от 15 руб./сутки,
- Вишневецкая, 12 (детские велосипеды) — от 9 руб./неделя,
- Фестивальная, 6 — 3,5–5 руб./час, 14 руб./сутки,
- СДЮШОР № 3, Ожешко, 32 — 4 руб./час, 8 руб./сутки,
- санаторий «Неман-72», Санаторная, 23 — 3 руб./час,
- Гроднорембыттехника — 3,58 руб./час, 14,7 руб./сутки, 34,54 руб./месяц,
- «Велостарт» (пять точек — возле четырёх кинотеатров и молодёжного центра «Гродно») — 3–4 руб./час (каждый следующий — скидка), 12–17 руб./сутки в зависимости от дня недели.
Наталья КОРНЕЕВА, Вадим ВЕНСКИЙ