Ворота Августовского канала: чем сегодня живёт Сопоцкин

После реконструкции Августовского канала и введения безвизового режима жизнь в Сопоцкине должна была забурлить с новой силой. Но радушно встретить иностранных и белорусских путешественников здесь получается не всегда: здесь по-прежнему ждут инвесторов и развития инфраструктуры.

Не приезжали только из Африки и Антарктиды

В живописном посёлке, который жители называют белорусской столицей Августовского канала, наибольшее количество путешественников приезжает из Польши, Литвы, Латвии и Германии.

— В прошлом году у нас гостила пара из Кембриджского университета. Было непросто понять их английский, но терпеливо вместе разбирались по картам и буклетам — мы не привыкли теряться в таких ситуациях. В нашей «коллекции» не было только туристов из Антарктиды и Африки, — вполне серьёзно говорит заведующая инфоцентром Анна Голубцова. — Вопросы могут быть самыми разнообразными: от починки отвалившейся педали до способа добраться к какой-нибудь достопримечательности.

 

За семь лет работы здесь научились быстро находить занятие для всех, кто заранее не определился с планами. На выбор посетителей — сплав на байдарках, лодках, катамаранах, катания по сети веломаршрутов, рыбалка и палаточный лагерь на шлюзе «Домбровка». К появлению маршрута «АвгустВело» для любителей активного отдыха даже подготовили специальные туристические паспорта: в буклет с красочными фотографиями шлюзов и приграничных достопримечательностей будут ставить памятные печати, напоминающие о пребывании на каждой локации.

В этом году пик туристической активности пришёлся на первые дни мая: в пункте пропуска «Лесная — Рудавка» границу на велосипедах, байдарках и каноэ пересекли несколько десятков туристов. Пользуются популярностью праздники на шлюзах: по словам сотрудников инфоцентра, в эти дни они консультируют туристов до поздней ночи.

Боятся остаться без бензина

Несмотря на разнообразие активного отдыха, туристы в Сопоцкине не задерживаются: большинство спешит в Гродно. При наличии четырёх продуктовых магазинов в Сопоцкине нет ни одной точки общепита, а единственным местом для ночлега в посёлке остаётся благотворительный центр при костёле. Там могут разместить до 50 человек, обеспечат горячим обедом. Однако гостей примут только при наличии свободных мест и по предварительной договорённости.

Местным жителям кафе и зоны отдыха тоже не хватает. При костёле вынуждены справлять не только поминки, но и свадьбы с юбилеями. Строительства кафе по-прежнему не предвидится, а вот надежда на гостиницу появилась: возведённую в 1910 году монастырскую школу выкупил «Каритас». Здание перестраивают под ночлег для туристов, однако будет похоже на место пребывания паломников при костёле.

Туристы жалуются и на отсутствие заправки. Не позаботвишись о бензине заранее, к концу поездки по окрестностям можно остаться с пустым баком: ближайшая АЗС находится под Лососно.

От туристов закрываются заборами

Сопоцкин считается одним из самых обустроенных посёлков области: здесь есть поликлиника, школа, детский сад, Дом культуры и Дом быта, почта, ветклиника. Но удержать молодёжь на малой родине это не помогает — за десять лет число жителей сократилось с 1300 до 1126 человек. После школы парни и девушки уезжают учиться и не возвращаются: в Сопоцкине практически нет рабочих мест, в основном работают в СПК или ездят в город. Закрылись пекарня, птицефабрика, крахмальный и напиточный цеха. Из нового производства — открывшийся в прошлом году колбасный цех «Август-бекон». В школе, рассчитанной на 700 человек, всего 150 учеников, при этом в неё свозят ребят из Соничей, Василевичей и других деревень. В поликлинике сократилось количество койко-мест и не осталось ни одного стоматолога. Последнее новое жильё, не считая колхозного, строилось в 50-е годы прошлого века.

Теперь появляется только частная застройка, на которую, к слову, повлиял безвизовый режим. Многих порадовала возможность упрощённого въезда для родственников из стран-соседок, однако постоянное пребывание туристов на тихих улочках привело к желанию отгородиться от посторонних глаз: вокруг домов стали расти высокие заборы.

— Я уехала из Сопоцкина шесть лет назад. Несмотря на то что получила образование медсестры, в здешней больнице делать было нечего. Да и возвращаться не хотелось: в Гродно я вышла замуж — рассказывает Ксения, приехавшая погостить к родителям вместе с ребёнком. — Мужу здесь после постоянного пребывания в офисе очень нравится. Подумываем о том, чтобы перебраться сюда жить, но пока это далёкие планы — на свой дом нужно заработать.

В усадьбы завлекают свежими яйцами и сеновалом

Хозяева агроусадеб, бизнес которых напрямую связан с развитием туризма, признаются, что за последние два года спрос на их услуги резко снизился. Если в начале «безвиза» не было отбоя от любителей экотуризма, то сейчас на лето у многих нет ни одной занятой даты. В двух усадьбах в Сопоцкине хозяева рассказывали, что приезжают на участки только по выходным. Ежедневно гостей ждали только на хуторе Тартак, где семья Натальи Конюшок проживает постоянно. Не считая корпоративов и семейных праздников, в этом году в её домике с летней террасой, рассчитанном на ночлег для семи человек, побывало восемь гостей. Предлагают баню, домашнее питание за 20 рублей с человека, но туристы всё равно едут мимо.

— В Августове яблоку негде упасть от гостиниц и услуг, а у нас универмаг много лет стоит пустой. В бывшей столовой обещали сделать кафе, а открыли ещё один магазин, — грустит Наталья. — Свои туристы стали бывать чаще иностранцев, но и они берегут деньги: раньше приезжали семьями и жили по две недели, а теперь на июнь одна занятая дата.

Хозяева частных подворий хотели бы получить возможность торговать продуктами собственного производства.

— Почему бы не сделать на канале навес для продажи экологически чистых продуктов? У нас ведь из удобрений только навоз. Выращиваем всё: от помидоров до вишни и клубники. С радостью бы продавала всё это, а не везла в город, чтобы раздать знакомым, — рассказывает Наталья.

В усадьбах уверены: на канале нужно организовать пляж и поставить информационное табло с телефонами, адресами и услугами ближайших хозяйств, где приезжим готовы предложить всё — от ночёвки на сеновале до царского сна на роскошных кроватях. Большие надежды возлагают на появление пляжа на канале, восстановление усадьбы в Святске, а также на медицинский туризм.

Храм в честь семейного спасения и след Иоанна Кронштадтского

Вопреки проблемам инфраструктуры Сопоцкин продолжает привлекать историей. Здесь есть музей сопоцкинской писанки, где кроме уникальной коллекции расписных яиц показаны пасхальные «пальмы» и раритетные открытки. Недавно в Доме культуры появилась экспозиция с маленькими копиями Фарного костёла, Коложи и других архитектурных памятников области. Но главными достопримечательностями остаются три кладбища и храм 1789 года.

— Костёл заложен маршалком Антонием Воловичем, который пригласил архитектора Джузеппе де Сакко, строившего поместье в Святске. Храм был построен в честь возвращения всех мужчин семьи невредимыми из воинского похода на Москву. Надпись об этом на латыни сохранилась внутри костёла, — рассказывает учитель истории и краевед Тадеуш Лукуть. — Жители называют его Теолином, в честь жены Воловича Теофиль.

Тадеуш Станиславович рассказывает, что с посёлком связано имя одного из самых почитаемых православных святых. В 1900 году Сопоцкин посетил Иоанн Кронштадтский, много лет поддерживавший Теолинский женский монастырь, при котором существовала школа благородных девиц.

Сопоцкинское еврейское кладбище, известное с XIII века, считается самым древним в Беларуси. За его реконструкцию взялся в начале 2000-х приехавший на родину нью-йоркский стоматолог Майкл Лозман. Восстанавливать порядок на захоронениях ему помогали не только жители, но и американские студенты. На католическом кладбище можно увидеть две часовни — усыпальницы Юзефа Гурского и Юлии Дзеконской. Здесь же могилы польских солдат, погибших в сентябре 1939 года. В Сопоцкине находится первая в Беларуси улица Иоанна Павла II.