Сегодня школьники — завтра студенты: победители республиканских олимпиад поделились секретами успеха и рассказали о планах
Пока большинство одиннадцатиклассников волнуется перед предстоящим централизованным тестированием, победители республиканских олимпиад уже выбирают между самыми престижными учебными заведениями страны. Они поделились с «Вечёркой» секретами успеха и планами на будущее.
Олимпиада по физкультуре показалась сказкой
Евгений Машко, гимназия № 2 г. Гродно, первое рейтинговое место по физической культуре и здоровью
До того как прийти в лёгкую атлетику, перепробовал футбол, плавание, карате. Найти увлечение помогали родители, спортсмены в прошлом. От матери Евгений унаследовал не только физические данные, но и привычку улыбаться. Когда услышал про олимпиаду по физкультуре, не поверил.
— Одноклассники шутили: теперь могу быть олимпиадником по физкультуре. Шутка неожиданно сбылась. Сначала я был в резерве, говорили, что попасть в тройку на республике почти нереально, — говорит парень.
Олимпиада по физкультуре в этом году проводилась впервые. В список дисциплин вошли теория, игры, плавание и ОФП. Не обошлось без травм: на растяжке Женя потянул мышцы. Но это не помешало поставить несколько личных рекордов. В гандболе он выбил две девятки за 14 секунд.
По его мнению, хорошее настроение для победы значит не меньше, чем ежедневные тренировки на сборах. Ради гормона радости не стоит отказываться от шоколадок. В свободное время катается на велосипеде и ходит в баню.
Евгений собирается поступать в Минский университет физической культуры, выбирает между специальностями массажиста и фитнес-тренера. Готовится к ЦТ по биологии и русскому языку одновременно со сборами на олимпийские дни молодёжи.
Скучно жить без… графика
Антонина Змитрукевич, СШ № 15 г. Лиды, первое рейтинговое место по белорусском языку и литературе — абсолютный победитель страны
Девушка заканчивает школу с десятибалльным аттестатом. Наряду с гуманитарными предметами ей нравилась математика, а вот белорусский язык в начальных классах не любила. Всё поменялось с появлением новой учительницы.
— Первые успехи появились не сразу — постоянно ходила на дополнительные занятия, тренировалась по всевозможным учебникам, вузовским словарям, никуда и без художественной литературы. И всё успевала: и заниматься, и гулять с друзьями. Сейчас непривычно жить без плотного графика, — признаётся девушка.
Накануне олимпиады Антонина посвящала подготовке семь часов в день. Последователям она советует не останавливаться даже на каникулах, ведь их ждёт серьёзная конкуренция: одна десятая балла — и ты за пределами тройки лидеров.
— Евгения Янищиц говорила, что «пачынаецца ўсё з любвi», а здесь всё начинается с труда. В успехе всего один процент таланта, остальное — упорная работа. Научиться можно всему, — считает победительница. — Я записалась и на ЦТ, чтобы проверить миф о том, что олимпиадники часто не могут взять 100 баллов.
Антонина планирует поступать на филологический факультет БГУ и в будущем заниматься литературно-редакционной деятельностью. Пока не определилась, к чему душа лежит больше: к науке или преподаванию, но признаётся, что хотела стать учителем с детства.
Фанат Римской империи
Дмитрий Красковский, гимназия № 1 имени академика Е. Ф. Карского г. Гродно, первое рейтинговое место по всемирной истории и истории Беларуси
Дмитрий увлекается историей с детства, в его семье несколько историков, а сам он мечтал стать археологом. Большую роль сыграла учительница, уговаривавшая его идти на олимпиады, где он занимал первое место три года подряд.
— Для успеха важно сочетание практической работы с учителем и самостоятельного изучения теории. Нужно поставить себе цель, и успех пойдёт к тебе в руки, — уверен собеседник. — Не люблю растягивать работу надолго: лучше чётко ограничивать занятия, но выкладываться на них по полной. А конкуренция напоминает, что нельзя расслабляться, если выиграл один раз.
Сложные задания, говорит Дмитрий, не решить без зубрёжки и вспоминает, как по картине чешского художника, которой нет в учебниках, нужно было узнать гуситского короля Иржи Подебрадского. Готовясь только по школьной программе, говорит парень, можно сделать 70 процентов заданий. Дмитрий — «фанат» Римской империи, прочёл труды историка Светония.
В свободное время смотрит фильмы, изучает культурологию, читает научную фантастику, другую художественную литературу. Среди любимых авторов — Теодор Драйзер, Кнут Гамсун и Филип Дик.
Дмитрий решил поступать на факультет международных отношений в БГУ. Кроме английского планирует освоить немецкий язык и работать в аналитических СМИ.
Мама заставляла переводить романы Артура Хейли
Павел Хох, гимназия № 9 имени Ф. П. Кириченко г. Гродно, диплом I степени по английскому языку
Павел начал увлекаться английским с детства. До сих пор помнит книгу с пандами и занятия с бабушкой. На «республике» он выступает уже три года, но первого места удалось достичь впервые.
— До девятого класса готовился только на факультативах. Заняв первое место на области, спохватился. Тот год запомнился мне сплошными стрессами, — говорит Павел. — Всем рекомендую пережить такой выход из зоны комфорта — это закаляет. Теперь мне нравится находиться в рабочем стрессе: деятельность более продуктивна и не чувствуешь усталости.
Поддерживать знание языка ему помогают социальные сети, просмотр фильмов и чтение книг на языке оригинала. Одно время он сам писал переводы к обучающим видео.
— В восьмом классе мама посадила меня письменно переводить романы «Аэропорт» и «Отель» Артура Хейли. Тогда я наотрез отказался — нужна была личная мотивация. К слову, чтение художественных текстов оказалось самым сложным заданием на олимпиаде: не всегда понятно, какой из подходящих смыслов верен, — отмечает собеседник.
С профессией Павел окончательно определился ещё в прошлом году: выбор пал на факультет китайского языка МГЛУ. Сейчас изучает шведский. Записался на ЦТ, чтобы проверить знания.
— В условиях интеграции китайский язык скоро понадобится в разных сферах. Он не такой сложный, как кажется: уже к зиме буду рассказывать тематические тексты, — уверен Паша. — Планирую работать в сфере международных отношений, но могу и передумать: люблю начинать всё с нуля.
В республиканской олимпиаде по 18 учебным предметам в 2019 году приняли участие 206 учащихся из учреждений образования области. Дипломами I, II, III степени награждены 99 школьников, что на 9 больше, чем в прошлом году. Дипломы I степени получили 14 учащихся, из них 7 имеют абсолютное первое рейтинговое место.