Гараж для велосипеда: где хранить двухколёсного друга, чтобы не получить штраф
С приходом весны велосипедисты выехали на городские улицы. Но если с дорожной разметкой, высокими бордюрами и велопарковками в общественных местах вопрос решается, то где хранить велосипед — проблема по-прежнему актуальная.
«Припарковался» на лестничной площадке — штраф
Я живу в многоэтажке на девятом этаже. В доме есть подвал, но мы используем его для хранения закаток, овощей и фруктов. Поднимать велосипед наверх в квартиру проблематично — из-за большого руля в маленький лифт он с трудом помещается. Нужно иметь силу, чтобы поднять его на заднее колесо и успеть вкатить в лифт, пока тот не закрылся, а затем выкатить. Оставлять велосипед на лестничной площадке, по крайней мере в нашем доме, запрещено — об этом говорят объявления на первом этаже и в лифте. В случае нарушения ЖЭС грозится всё выбросить на свалку, а хозяину влепить штраф.
По Правилам пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений (Постановление Совмина № 399 от 21 мая 2013 года), в жилом доме запрещается загромождение коридоров, лестничных маршей и площадок, проходов, запасных выходов и других вспомогательных помещений. Иначе придётся заплатить штраф — до 30 базовых, или до 765 рублей, а если это юрлицо, к примеру товарищество собственников или ЖСПК, — от 30 до 50 базовых (от 765 до 1275 рублей).
— Но если велосипед проходу не мешает и соблюдаются пожарные нормы, оставлять его на лестничной площадке можно, — пояснил заместитель генерального директора ОУПП «Гродненское городское ЖКХ» по идеологической работе Сергей Семашко.
С велосипедом на четвёртый этаж
Член правления ООВ «ВелоГродно» гродненка Юлия Коледа свой двухколёсный транспорт каждый день носит на четвёртый этаж в небольшую «хрущёвку».
— У нас два велосипеда. Так как коридор узкий, один приходится оставлять в комнате. Балкон есть, но он не застеклён и небольшой — зимой или осенью не оставишь. Лифта и подвала в подъезде нет, лестницы узкие, лестничная клетка небольшая, с велосипедом не развернуться, — говорит Юлия. — Приходится носить на себе в дом. А как быть тем, у кого дети? Подростковые велосипеды значительно тяжелее взрослых.
По её словам, велопарковок во дворах почти нет, а если бы они и были, то оставлять под открытым небом двухколёсного друга на всю ночь вряд ли кто-то рискнёт — утащат, и даже хороший замок не поможет.
По мнению велосипедистов, нужно пересмотреть законодательство и разрешить оставлять технику в подъездах, где она мешать не будет: например, на больших лестничных площадках или в мусорных камерах на этажах. Ещё один вариант — строить гаражи. Недавно ООВ «ВелоГродно» по проекту «Городское велодвижение в Беларуси» подало заявку на установку двух таких в Гродно — по одному в каждом районе. Сейчас ждут результатов конкурса.
Обустройство гаражей для велосипедов обсуждали и городские власти. Даже были определены три адреса: улица Комарова, 32, улица Ольги Соломовой, 66 и улица Богуцкого, 10. Рассматривалась возможность включать велостоянки в проекты застройки новых микрорайонов. Как они будут выглядеть, где именно и за чей счёт их разместят, пока не определено.
В Минске в каждом районе построят по 7 велогаражей
В столице первые велогаражи появились несколько лет назад. Сейчас их несколько десятков. Планируется, что до 2020 года в каждом районе столицы, а их всего девять, будет не менее семи гаражей для велосипедов.
Это конструкции, с крышей и на замке, которые открываются ключом или с помощью специальной карточки. Внутри — стойки, чтобы можно было закрепить велосипед. Все велосипеды хранятся вместе. Некоторые гаражи оборудованы видеокамерами.
— Норм, как должен выглядеть велогараж, нет. Но с точки зрения практичности и эстетики не стоит делать стены из поликарбоната — его легко разбить, да и разрисуют граффити. Лучше всего — решётка или сетка, они хорошо просматриваются. Оптимальное количество велосипедов для гаража — не менее сорока. Подобный проект по нашему заказу разработала минская фирма ООО «Аверса-Групп», — рассказал председатель ОО «Минское велосипедное общество» Павел Горбунов.
Конструкция мобильна: при необходимости её можно перенести в другое место. Она является элементом благоустройства, поэтому относительно недорогая и не требует дополнительных согласований. Кроме того, не занимает много площади: на трёх парковочных местах для автомобилей можно вместить около 25 велосипедов.
Вот такой велогараж обойдётся примерно в 12 000 рублей
Велогаражи в столице ставят в основном во дворах домов, возле общежитий, учебных заведений или на парковках. Часть из них сделана за счёт бюджетных средств, в ТСЖ — в основном за деньги жильцов. Такие объекты предусматривают и в новых кварталах: по строительным нормам, на десять квартир должно быть не менее одного места. В одних велогаражах место можно выкупить, стоит оно около 150–400 долларов, в других — только арендовать (около 6 рублей в месяц). В любом случае установку велогаража, место расположения и вид нужно согласовать с отделом архитектуры, чтобы конструкция не мешала проходу жильцов, проезду спецтехники или ремонту коммуникаций.
— В идеале ставить велогаражи во дворе возле детской площадки, парковки, чтобы идти до них нужно было не более двух-трёх минут. Тогда пользоваться велосипедами будут чаще, — добавил Павел Горбунов.
Можно ли хранить велосипед на лестничной клетке?
Официальный представитель Гродненского областного управления МЧС Наталия Живолевская:
— По Правилам пожарной безопасности РБ, для обеспечения безопасной эвакуации не допускается загромождать проходы, выходы, двери на путях эвакуации, эвакуационные выходы на кровлю, устанавливать выставочные стенды, торговые лотки, мебель, цветы, растения и другие вещи, уменьшающие минимальную эвакуационную ширину и высоту. Ширина эвакуационного выхода должна быть не менее одного метра.
Справка «ВГ»
В прошлом году по факту кражи велосипедов было возбуждено 332 уголовных дела, в том числе 60 — в Гродно. В этом году — уже 27 уголовных дел, из них 10 — в областном центре, рассказал официальный представитель УВД облисполкома Максим Базыленко.