Как после войны: смотрите, во что превратилась воинская часть в Лапенках
Десятки разбитых окон, разбросанная в беспорядке мебель, разгромленные помещения и запущенные гаражи и склады — так сегодня выглядит бывшая воинская часть, где ещё несколько месяцев назад располагалось одно из подразделений 1-го зенитного ракетного полка. На территорию, куда раньше пускали не каждого, попасть сейчас проще простого. Этим уже воспользовались любители взять, что плохо лежит, и молодёжь. Корреспонденты «ВГ» побывали там и окунулись в атмосферу тотального хаоса.
Десятки разбитых окон, разбросанная в беспорядке мебель, разгромленные помещения и запущенные гаражи и склады — так сегодня выглядит бывшая воинская часть, где ещё несколько месяцев назад располагалось одно из подразделений 1-го зенитного ракетного полка. На территорию, куда раньше пускали не каждого, попасть сейчас проще простого. Этим уже воспользовались любители взять, что плохо лежит, и молодёжь. Корреспонденты «ВГ» побывали там и окунулись в атмосферу тотального хаоса.
Почему ушли военные?
Воинская часть, о которой пойдёт речь, находится на возвышенности в небольшом лесу и хорошо скрыта от посторонних глаз. Попасть в неё можно по единственной гравийной дороге, которая отходит от Асфальтной улицы на краю бывшей деревни Лапенки. Между домами и лесом — не меньше километра, и сейчас на пространстве, где раньше высаживались различные сельхозкультуры, как грибы после дождя выросли серые бетонные коробки нового гродненского микрорайона Грандичи.
До прошлого года «хозяевами» этого леса были военные. В его недрах базировался 3-й дивизион 1-го зенитного ракетного полка командования ВВС и ПВО ВС РБ. Подразделения полка были разбросаны по разным точкам: один дивизион — в Лапенках, командный пункт и ещё один дивизион — возле деревни Ратичи, а командование части и тыловики — на территории 6-й бригады на Фолюше.
В руках солдат и офицеров, служивших в 3-м дивизионе, если говорить без лишнего пафоса, находились ключи от гродненского неба — на вооружении подразделения стояли знаменитые зенитные комплексы С-300, благодаря которым Гродно находился под невидимым для обывателей защитным колпаком. Тут, что называется, защищали страну от «посягательств на неприкосновенность наших западных воздушных рубежей».
Пока подразделения 1-го ЗРП были разбросаны по разным точкам, в Ратичах шло строительство зданий и инфраструктуры для единой базы. Когда всё было готово, 3-й дивизион переехал по новому адресу. Последний солдат покинул территорию части в декабре прошлого года, после чего опустевшие казармы, ангары, склады и гаражи перешли к КУП «Гродненский центр недвижимости».
Украли даже канализационные люки
Съезд с грунтовой дороги в лесную чащу оказался бы совсем незаметным, если бы не табличка с надписью «Опасный объект. Проход, проезд запрещен».
Предупреждающий знак на въезде в лес
Путь пешком от съезда с Асфальтной улицы до бывшей части займёт 15 минут. Понять, что раньше здесь была запретная зона, нельзя: массивный забор, сделанный из стальных листов в три ряда и обнесённый колючей проволокой, видимо, разобрали при отходе солдаты. Поэтому никаких трудностей с тем, чтобы погулять по местам, где защищали гродненское небо, не возникает.
Сразу отметим, что автор этих строк с мая 2013-го по май 2014 года проходил срочную службу в рядах 1-го ЗРП, однако служил в Ратичах. Тем не менее на территории 3-го дивизиона бывал регулярно. Раз в неделю по пятницам нас везли сюда помыться в бане, так как баню в Ратичах незадолго до моего призыва снесли. Поэтому предназначение зданий, о которых пойдёт речь, мне известно не понаслышке. С уверенностью можно сказать, что сейчас дивизион выглядит так, словно подвергся бомбёжке.
Баня и котельная
Началась экскурсия с небольшого белого здания КПП, в котором выбиты стёкла и сломан сайдинг на стенах, а в углу ютится старая солдатская тумбочка. От него отходят две асфальтированных дороги с характерными для армии бордюрами, выкрашенными белой краской. О том, что здесь давно нет солдат, говорит тот факт, что на поляне разбросана листва.
По пути от КПП до казармы вдоль дороги с канализационных шахт сняты чугунные люки.
Дорога к казарме. Люк украден
Одноэтажное кирпичное здание с выбитыми окнами встречает нас массивной железной дверью. Тут солдаты жили, ели, приводили себя в порядок, обучались военным специальностям. Казарма была рассчитана на 25-35 человек.
В казарме
Тут раздевались солдаты
Внутри ждал полный беспорядок — отломанные дверные коробки, плафоны, сайдинг, плакаты в хаосе валяются по полу. Легко узнаются «ленинская комната», оружейка, столовая с двумя окошками и спальное помещение с будкой для дежурного офицера в центре. На полу вместе с хламом много битого оконного стекла.
Внутри казармы
Спальное помещение
В казарме гуляет ветер
Кто же это мог сделать? Наверняка подростки. Они уже успели разрисовать граффити заднюю, не заметную со стороны дороги стену казармы. К слову, само здание находится в приличном состоянии. В столовой на стене снимаем небольшую табличку — это опись имущества в помещении, заверенная, видимо, последним командиром дивизиона подполковником Ковальчуком. Если бы не этот символ времени, то можно было бы сказать, что мы сейчас оказались в городе-призраке чернобыльской зоны. Только стая ворон разгуливает по окрестным полям.
Здесь была столовая
Тут солдатам выдавали пищу
Учили, как чистить рыбу
Фото на память из столовой
Тёмные боевые посты и огромные брустверы
За казармой есть небольшой плац (там тоже сняли люки) для развода, когда выстраивалась вся часть. Кстати, именно здесь проводились парады, перед тем как сборная группа полка отбывала в Россию на учения с боевой стрельбой. Кстати, возвращались с полигона Ашулук солдаты и офицеры всегда с оценкой «отлично».
Плац и вид на казарму сзади
Смотрите, как проходил парад в 2016 году:
Гродненских зенитчиков проводили на учения в Россию
Поблизости с казармой находится раскрашенное в камуфляжные цвета здание. Двери открыты. В нём, можно предположить, личный состав занимал боевые посты на случай войны. Внутри нас встречают тёмные коридоры и пустынные помещения. Внутри темно и нет ничего интересного, кроме пары столов и ненужных дверей.
Видимо, боевой пост
В целом отдельная территория части представляет собой нагромождение исполинских размеров брустверов — искусственных насыпей высотой пять метров. Предназначение довольно прозаическое: помимо маскирующей функции (за ними находились пусковые установки С-300) они защищали машины с ракетами на тот случай, если по дивизиону ударит вероятный противник. Над одним из таких брустверов одиноко возвышается будка часового.
Ох, рано поёт охрана!
Девятовка как на ладони
За насыпями пустынно: кроме С-300 тут были дизельные установки, локаторы и прочее секретное оборудование дивизиона. Сейчас нет даже железобетонных плит, на которых стояла техника.
Огромные двери скрывают входы в подземные гаражи. Некоторые двери слетели с петель и вот-вот рухнут. В одиночестве красуется небольшая напорная башенка для подачи воды.
Нерабочая котельная и разгромленная баня
Не менее печальную картину замечаем в техническом помещении — тут были баня, медпункт и котельная. Плитка в бане порядком отвалилась, но железные краники с «дождиками» ещё никто не свинтил. Зато сняли окна… сразу с коробками.
Воду для бани нагревала котельная на «местном виде топлива» — солдаты бросали сюда длинные сосновые поленья. Котлы явно пытались достать, но не смогли, так как они много весят, без крана не обойтись.
В котельной
Котельная давала горячее водоснабжение и для двухэтажного жилого дома, где жили офицерские семьи: кирпичное здание находится в десятке метров от КПП и также имеет следы запустения.
За котельной
Дом для офицеров
Попасть внутрь невозможно — железные двери на замке. Стёкла на окнах первых этажей разбиты. В одной из квартир от жильцов осталась только старая мебель.
Внутри квартиры
Дети тут больше не играют
На входных дверях замечаем уведомление за 2018 год, что на несколько дней будет отключаться электричество. Если бы не эта бумажка, спутать дом с декорациями для постапокалиптического фильма было бы очень просто.
Что здесь будет дальше?
Как рассказали в КУП по оказанию услуг «Гродненский центр недвижимости», с расхитителями стараются бороться своими силами — в Лапенки постоянно выезжают работники центра и обходят пустующие сотки. Недавно были замечены трое «прихватизаторов», после чего вызвали милицию, которая их и задержала.
В дальнейшем постройки ждёт снос. Это предусмотрено указом президента, по которому КУП передавалось это имущество.