Загробные путешествия с Сальвадором Дали: в Гродно представили «божественную» коллекцию мастера, принадлежавшую Высоцкому

Выставка книжных рисунков Сальвадора Дали, посвящённых «Божественной комедии» Данте, открылась в Сенаторском зале Нового замка в пятницу, 1 марта.

Коллекция, приехавшая в Гродно, отличается наличием автографов мастера: Дали не любил оставлять свои росчерки. Ранее она принадлежала Владимиру Высоцкому и Марине Влади, о чём стало известно, только когда супруга барда решилась на её продажу. Сегодня эти работы признаны лучшими произведениями Дали в области книжной графики.

Как и поэма Данте Алигьери, созданные к ней иллюстрации поначалу были восприняты в штыки. Художественное оформление «Божественной комедии», новое издание которой было приурочено к 700-летию поэта, Дали выполнял по заказу правительства Италии. Однако Папа Римский, наслышанный об эпатажном и провокационном творчестве художника, добился отмены заказа. Но Дали не прекратил работу, решив доделать её бесплатно. Он увлечённо исследовал существ фантастического мира, открывая новые законы перспективы и стремясь превзойти Доре, Рафаэля и Боттичелли если не аккуратностью и точностью образов, то полнотой своего исследования. В итоге художник потратил на «Божественную комедию» девять лет, создав по одной акварели к каждой тысяче строк поэмы. Он лично принимал участие в создании ксилографических досок, с помощью которых изображения переносились на бумагу, поэтому результат печати невозможно отличить от акварели: мастеру удалось наполнить их нужными оттенками и передать замысел автора.

В отличие от художников, детально воспроизводящих описанное Данте, или модернистов, намеренно эстетизирующих страдание, Сальвадор Дали пропускал образы поэмы через себя. Он изобразил ад, разворачивающийся внутри человека, изломанного грехами. При этом в роли грешника оказывается зритель: долго рассматривание «адских» рисунков Дали постепенно повергает в состояние тревоги, если не страха. Этого и добивался художник, стремясь вложить в свои работы хронический ужас перед совершением грехов, главным из которых, по его мнению, было предательство родины. К слову, Дали не иллюстрировал сцену с Дьяволом: если ад разворачивается внутри человека, в нём не может быть символа первородного зла.

Чистилище Сальвадора Дали также изобилует монстрами и пытками, однако здесь у героев появляется надежда на жизнь. Вслед за ней меняется цветовое оформление: оттенки становятся светлее, и сквозь туманы настойчивый путник Данте видит ангелов. Преодолеть ужасы и испытания ему помогает Беатриче — к слову, единственный женский образ в творчестве Дали, которому он не придал черты своей жены. Появление возлюбленной становится символом прощения героя. Радостью этой встречи наполнена вся эстетика рая, который, как и ад, разворачивается внутри человеческой души. В «райской» серии работ Дали отходит от собственных принципов в искусстве, создавая совершенно новую, несвойственную его сюрреализму технику.

Кроме иллюстраций к поэме Данте, в экспозицию включены три авторских рисунка, посвящённых Дон Кихоту. Самым интересным из них является изображение Дон Кихота и ангела-лошади — до этого Дали никогда не совмещал в одном рисунке героев своих разных художественных серий.

Организаторы уверены, что выставку нужно посетить несколько раз: к работам Дали хочется возвращаться, чтобы обдумывать их снова. У гродненцев такая возможность будет в течение месяца — экспозиция останется в зале музея до 7 апреля. После этого необычные работы мастера поедут удивлять зрителей в Санкт-Петербурге и Таллине.