Когда дюны танцуют джаз: в фотоклубе «Гродно» показывают знойное сердце пустыни
В среду, 30 января, в галерее гродненского фотоклуба открылась выставка Виктории Винниковой. На фотографиях — барханы бескрайней пустыни, которую она снимает в течение десяти лет.
Виктория Винникова является членом двух фотоклубов одновременно: её работы ценят и в Абу-Даби, где она живёт последние 15 лет, и в творческом объединении на родине. Привезти частичку жарких Арабских Эмиратов в Гродно Виктория решила после выставки в Нью-Йорке, где зрители отметили необычность её снимков. Получить удивительные кадры действительно непросто: на съёмки девушка едет с группой коллег на внедорожниках, оставаясь в песках на ночёвку. После таких необычных пленэров приходится тщательно чистить всю профессиональную технику: песок попадает в любую щель, рискуя испортить дорогие объективы.
— Выехать на такие съёмки удаётся только пару раз в год. Летом в эмиратах стоит жара +50 и влажность, от которой техника сразу запотевает, поэтому снимать можно только в помещении. А зимой в пустыне слишком сильные перепады температуры. Доводилось даже греться у костра в дублёнке, — улыбается Виктория.
Золотой сезон для фотографов в ОАЭ начинается весной. В это время года Виктория ловит мягкое освещение рассвета и красоту звёздного неба ночами, а вот снять закат в пустыне всегда непросто: солнце скрывается за горизонтом за считанные минуты. Ради контрастных дневных кадров, на которых застывают постоянно меняющиеся барханы и безоблачное небо, девушка уходит далеко в пески, но признаётся, что это может быть опасно.
— На последней съёмке я ушла довольно далеко от лагеря и потеряла счёт времени. Мне удалось сделать много красивых снимков, но в какой-то момент я поняла, что вокруг никого, и я не слышу никаких звуков. Я знала, в какую сторону следует идти, но соблюдать осторожность стоит: вокруг много высоких барханов, за которыми не видно место стоянки, а подняться по ним — словно осилить небольшую гору, — рассказывает девушка.
Работы Виктории доказывают, что в пустыне можно найти гораздо больше, чем безжизненные пески. Среди миллиардов песчинок она смогла рассмотреть сюжеты для сотен красивых фотографий, превращая барханы в произведения искусства. Некоторые из них оказываются иллюзией: большая песчаная глыба, созданная с помощью правильного ракурса, на деле оказывается маленькой фигуркой, которую легко разрушить, смахнув рукой. То, что кажется струящимся шёлковым полотном или шоколадной плиткой, — лишь череда наносов, снятых издали на телеобъектив. Причудливый изгиб в форме сердца застыл лишь на снимке, а в реальности исчез спустя пару мгновений. При этом зритель видит лишь игру света и тени в естественных условиях — на снимках нет следов фотошопа.
Изменчивая и непостоянная пустыня зачаровывает фотографа. Свой любимый объект съёмки она сравнивает с женщиной: изменчивой, непредсказуемой в своём настроении и способной показать себя с разных сторон.
— Пустыня — это место, куда я постоянно возвращаюсь. Мне всегда хотелось снимать абстракции, в которых зритель может дать волю фантазии и найти нечто своё. В таких фотографиях каждый видит личное переживание и находит свои истории. Пустыня удивляет своей бесконечной изменчивостью и одновременно статичностью, ведь всё зависит от нашей точки зрения на неё, — размышляет фотограф.
Увидеть эфемерные песчаные пейзажи можно в галерее фотоклуба «Гродно» по четвергам с 18:00 до 20:00.