Старый мост закроют для автомобилей? Какие изменения ждут Гродно в ближайшие годы
В горисполкоме прошли общественные обсуждения генплана города, на котором специалисты рассказали об основных изменениях в развитии города. Обсуждали варианты, как убрать автомобили из исторического центра и стоит ли делать въезд в центр платным.
Генплан даёт землю, а что на ней строить решат власти
В актовом зале горисполкома собрались жители города, а также специалисты сферы архитектуры и строительства. Для всех присутствующих вывесили карты генпланов, чтобы люди могли лично посмотреть, какие идеи будут реализованы в том или ином районе города.
Заместитель директора научно-проектного республиканского УП «БелНИИПградостроительства» Юрий Винников обратил внимание, что генплан показывает общую картину развития города. Он рассказывает, что предусмотрено на том или ином участке земли, однако он не даёт ответы, что будет, например, когда починят крышу в том или ином доме, когда проведут капремонт и где появится тот или иной объект. Для этого необходимы проекты детального планирования.
Как уже говорили, к 2025 году население города составит 395 тысяч, а к 2030 году — 405 тысяч. Понятное дело, что для этого необходимо строить жильё. Для этого освоят 741 гектар, где 80 % составит многоквартирная застройка: это Грандичи, Весенняя, Дубко, Пушкина, Островского, Кохановского, Магистральная, Фолюш, Колбасино, и Белуша (в районе демонтированных радиовышек), а 20 % усадебная застройка (Зарица, Барановичи, Кошевники-Погораны и небольшой участок на Вишневце). С 2025 по 2030 годы это соотношение составит 90 % к 10 %. Сейчас на каждого жителя города приходится 23 квадратных метра, а при сохранении объёмов строительства к 2030 году вырастет до 29 метров квадратных.
Для жителей, которые не хотят строить коттеджи в районах индивидуальной застройки, но хотят жить на природе, генплан предусматривает возможность строиться в деревнях рядом с городом. Это Коробчицы, Путришки, Соловьи и другие деревни, из которых можно добраться до центра города за 15-20 минут.
Купаться на Девятовку, а на шашлыки в Грандичи
Зелёная полоса сохранится вдоль Немана. Увеличат территорию Румлёвского парка, а лес на Томина получит статус городского парка.
Ещё одной зелёной зоной станет район реки Городничанки в центре города, где велосипедное и пешеходное сообщение свяжет центр города с набережной Немана. Планируется восстановление ручья в районе улицы Подпереселки, который сейчас находится в плачевном состоянии.
Кроме этого, парковая зона будет формироваться на Девятовке. Между улицами Курчатова и Подкрыжацкой предлагают организовать систему водоёмов с пляжами.
Туристистко-рекреационные объекты появятся вдоль реки Лососянки на месте бывшего шанхая.
В районе многоквартирной застройки в Грандичах организуют велодорожки, благоустроят лес, оборудуют места для пикников. Территорию бывшего военного городка в Лапенках планируют отдать под парк экстремальных видов спорта.
На Синьке и Зелёнке появится сафари-парк
Получит развитие лесопарк Пышки, где для организации активного отдыха задействуют бывшие детские лагеря, а находящимся на территории лесопарка частным домам предложат открывать агроусадьбы.
В Пышках на базе действующих лечебных заведений будут создавать медицинский кластер в том числе для развития медицинского туризма.
В районе карьеров Синька и Зелёнка предусмотрено создание сафари-парка, но осуществить этот проект можно будет после рекультивации опасных водоёмов.
Уделят внимание усадьбе Понемунь. На базе пивзавода предлагается создать культурный центр, а на въезде в город со стороны Минска рядом с дачами предусмотрено создание торгово-развлекательного центра.
Мосты работают на пределе
Головной болью всех, кто разрабатывал генплан, стала транспортная проблема. В городе растёт количество автомобилей: сейчас это 400 машин на 1000 жителей. Мосты уже не выдерживают нагрузки, которая за 10 лет увеличилась в два раза. Им необходим капитальный ремонт. Специалисты посчитали, что в час по трём гродненским мостам (Старый, Новый, Румлёвский) проезжает 14-15 тысяч авто.
Для того чтобы решить транспортную проблему города, нужны огромные средства. По словам начальника отдела строительства горисполкома Дмитрия Синицы, на это необходимо несколько бюджетов страны. Поэтому первостепенная задача — реконструкция железнодорожного моста в районе Вишневца под автомобильный.
Это будет так называемое второе кольцо: от развязки в районе Мясницкой, затем пересечение с Космонавтов, развязкой на Белуша, выходом на реконструируемый автомобильный мост и дальше в южную часть города с выходом на улицу Богушевича в Ольшанке. Дальше кольцо огибает военный городок «Фолюш» и выводит на пересечение улиц Ткацкой-Советских Пограничников и продолжается вдоль Немана и дальше в направлении Литвы.
Вообще, стратегия генплана направлена на то, чтобы гродненцы отказывались от личного транспорта и пересаживались на общественный. В городе будут развивать бесконтактные троллейбусы, которые направят как в Ольшанку, так и по объездным на Фолюш и в другие районы города.
Нужно закрывать Старый мост
Кроме этого, для Гродно важно сохранить уникальный исторический центр, а сделать это возможно лишь исключив оттуда автомобили. Сейчас основная нагрузка приходится на Социалистическую и Большую Троицкую.
Объехать исторический центр специалисты предлагают такими способами: Островского-Кохановского — Будённого, затем по еще проектируемому мосту рядом со железнодорожным и выходом на Счастного.
Второй вариант: Калиновского-проспект Строителей — Весенняя и дальше через Новый мост. В перспективе такие решения могут облегчить нагрузку автомобилей на исторический центр и использовать Старый мост для экологического общественного транспорта (электобусов), пешеходного и велосипедного движения. Но это будет ещё совсем-совсем нескоро.
Проект генплана будут согласовывать 23 ведомства. Все завершится госэкспертизой. По словам Дмитрия Винникова, обычно согласование занимает не меньше времени, чем сама разработка документа.