Восточная Пруссия, Галиция, Кавказ… Гродненский след в Великой войне

Совсем недавно мир отмечал 100-летие окончания Первой мировой войны. 11 ноября 1918 года — день заключения Компьенского перемирия — стало точкой отсчёта послевоенного времени и важной датой в истории Гродненщины.

Совсем недавно мир отмечал 100-летие окончания Первой мировой войны. 11 ноября 1918 года — день заключения Компьенского перемирия — стало точкой отсчёта послевоенного времени и важной датой в истории Гродненщины.

Ещё не был заключён Версальский мир (это произошло в 1919 году), но оккупационные кайзеровские войска уже готовились убыть на родину, а в города и веси Принеманья стали возвращаться из немецкого и австрийского плена жители. Домой потянулись и первые беженцы. Правда, основная масса смогла вернуться на Гродненщину лишь в 1921–22 годах, после завершения советско-польской войны.

Где только не воевали гродненцы: в Восточной Пруссии, под Ригой, в Польше и Галиции, под Сморгонью и Барановичами, на Кавказе и во Франции… Их имена есть в списках практически всех полков и отдельных частей Русской императорской армии.

В каждый полк призвали около двух тысяч уроженцев Принеманья

Многие жители Гродненского уезда, призванные по мобилизации летом 1914 года, пополнили ряды пехотных полков одноимённого гарнизона: 101-го Пермского, 102-го Вятского, 103-го Петрозаводского 26-й пехотной дивизии и 171-го Кобринского полка 43-й пехотной дивизии, а также 104-го Устюжского полка, дислоцировавшегося в Сокулке. В каждый из этих полков было призвано около двух тысяч уроженцев Принеманья (!), не считая тех, кто уже проходил службу до начала военных событий. Немногие из них сумели дожить до ноября 1918 года.

Когда были укомплектованы существовавшие до войны полки действующей армии, из оставшихся запасников стали формироваться соединения второй очереди: пехотные дивизии с наименованиями от 53-й до 84-й и другие воинские части. В их состав влилось немало наших земляков. Те, кто не попал в списки мобилизованных, стали резервом для создания дружин государственного ополчения.

Весной 1915 года было начато формирование 33-х дивизий третьей очереди, а также отдельных бригад и полков, в состав которых включили и ратников ополчения. Молодёжь, убывшая в эвакуацию, раненые после излечения нередко пополняли ряды таких соединений и воинских частей в 1915–1917 годы. Наши земляки были на флоте, среди связистов, военных медиков, инженеров и железнодорожников, в составе военной элиты (в списках военных лётчиков и автомобилистов) и других военных специалистов.

Оборонял литовский Алитус

Трагическим днём для гродненцев стало 29 августа 1914 года, когда, в самом начале войны, в тяжёлом бою в Восточной Пруссии у фольварка Бейнунен были убиты рядовые 104-го пехотного полка Давыд Жук, Симра Веллер, Антон Рукша и другие, пропали без вести или были ранены их сослуживцы — жители Гродненского уезда Семён Попов, Пётр Карней, Осип Курилович, Антон и Николай Баламуты, Станислав Шубзда, Гирип Канюк, Мартин Семенович, Андрей Русин, Никита Крой, Августин Гринь и многие другие. Часть пропавших погибла, другие попали в плен и после окончания войны вернулись на родину. Списки потерь полка, составленного в основном из гродненцев, пополнились новыми именами в ходе боёв 28 августа — 3 сентября 1914 года у населённого пункта Холендры Барановские на территории Польши: Феликс Оленский, Иосиф Костюкевич, Николай Рожко, Иван Билида…

Жители Гродненского уезда старшие унтер-офицеры Никифор Третьяк и Захарий Левоненя мужественно сражались в рядах 102-го пехотного Вятского полка Гродненского гарнизона и были ранены. Наш земляк Григорий Дешко из 103-го пехотного Петрозаводского полка оборонял литовский город Алитус.

Многих наших земляков призвали в состав 9-й пехотной дивизии. Это рядовые Станислав Алехнович и Людвик Гонек, ефрейтор Александр Голубович, которые пополнили ряды 36-го пехотного Орловского полка и имели боевые ранения или контузии. Солдаты 34-го пехотного Севского полка гродненцы рядовой Варлам Рутковский и ефрейтор Владимир Черепович в августе 1915 года за воинские подвиги были награждены Георгиевским крестом 4-й степени, как и младший унтер-офицер Филипп Шкута из 35-го пехотного Брянского полка.

В памяти их имена

Рядовые 39-го пехотного Томского полка 10-й пехотной дивизии Иосиф Цыхун и Виктор Шимчик, Николай Гапоник и Станислав Дубовский, Михаил Клепацкий и Иосиф Кулаковский, Иван Анисько и Игнатий Савун, а также ефрейтор той же воинской части Григорий Белобокий и несколько других уроженцев Гродненского уезда пропали без вести во время тяжёлых боёв на территории Польши в феврале – июле 1915 года. Их сослуживцы рядовые Иван Величко, Антон Хмара, Серафим Каляда, Кирилл Кушнерук, Иосиф Шумилевич, Павел Вашкевич, Антон Цыдик и многие другие были ранены, а рядовые Антон Климец и Климентий Наумович убиты в бою.

Под городом Ярославом в Польше в мае 1915 года пропал без вести уроженец Гродненской губернии рядовой 11-го Кавказского стрелкового полка Евстафий Лискович. В составе 8-го гренадерского Московского полка воевали и получили боевые ранения гродненцы Константин Царь и Михаил Дорошко, без вести пропал Павел Черепович.
Уроженец Гродненского уезда Григорий Курпик защищал Отечество в рядах 336-го пехотного Челябинского полка, участвовавшего в боях под Гродно в 1915 году, был ранен в бою. Наш земляк рядовой Константин Болтрукевич воевал в составе 118-й пехотного Шуйского полка, попал в госпиталь с ранением или контузией.
В окопах 96-го пехотного Омского полка вели бои рядовые Гершон Соловейчик, Адольф Субач, Георгий Яблонский и Берко Эльзерович (пропали без вести) и другие гродненцы.

Георгиевским крестом 4-й степени были награждены рядовые 100-го пехотного Островского полка жители Гродненского уезда Александр Орлюк и Вигерд Ваин, младший унтер-офицер Иван Юшко. Той же солдатской награды были удостоены воины 4-й Сибирской стрелковой артиллерийской бригады уроженцы того же уезда младший фейерверкер Михаил Новицкий и бомбардир Иван Крыпа. Героем войны и георгиевским кавалером стал гродненец младший унтер-офицер 3-го гусарского Елисаветградского полка Иван Нюников. Отличившихся и награждённых воинов – уроженцев Принеманья можно перечислять ещё долго.

Военный конфликт мирового масштаба

Десятки жительниц Гродно и сотни уроженок одноимённого уезда работали сёстрами милосердия, в общественных организациях, помогавших армии и беженцам.

За годы советской власти память о гродненцах, погибших и раненных во время Первой мировой, ветеранах тех далёких боёв оказалась забытой. И сегодня историки нередко заявляют: это была не наша война. Но нельзя игнорировать тот факт, что не было ни одной гродненской семьи, которую бы не затронула Первая мировая, Великая война. Это был первый военный конфликт мирового масштаба. В нём участвовало 38 государств, это 70 процентов населения земного шара, в том числе большинство стран Европы. Память о павших воинах, жертвах гражданского населения во многих из них увековечены в величественных мемориалах, а воинские кладбища той поры содержатся в порядке. У нас же большинство погибших упокоилось в забытых ныне братских могилах, поросших лесом или не сохранившихся до наших дней. В Беларуси уже немало сделано для увековечения участников и жертв Первой мировой, но ещё больше предстоит сделать в будущем.