«А теперь все вместе скажем: «Мы не секта!»: репортаж с ИнвестУикенда, который внезапно стал жутко интересным
Очередной, 14-й ИнвестУикенд, который состоялся в субботу, 24 ноября, на факультете экономики и управления ГрГУ, надолго запомнится как один из самых любопытных и нескучных за последние годы. И благодарить за это нужно не молодых стартаперов, которые предлагают одни и те же идеи из года в год, а спикеров из числа успешных бизнесменов.
Участников стало больше, но идеи мы уже где-то слышали
Если год назад на предложение презентовать свою прорывную идею откликнулось 17 молодых бизнесменов, то на этот раз зал и жюри (банкиры, IT-специалисты, чиновники, представители фондов поддержки предпринимательства) заслушали сразу 40 идей. Вместе с тем стоит отметить, что количество не переросло в качество. Большинство нынешних проектов оглашались на прошлых бизнес-форумах — в тех или иных вариациях, разумеется.
Например, стабильно раз в год звучит идея создания в Гродно похоронного бюро для домашних питомцев. Проект живых изгородей и оранжерей в офисах озвучивался в 2016 году и даже стал победителем («Вечерний Гродно» побывал в одном из офисов, покрытых мхом). Можно было услышать стандартные для любого ИнвестУикенда идеи разнообразных квестов, открытие доставки еды, а также запуск какого-нибудь оригинального заведения общепита (на этот раз авторы предложили открыть стейк-ресторан в формате «открытая кухня»).
Тем не менее оригинальные и неповторимые решения были. Например, создание портативного, размером с брелок, алкотестера. Или открытие фирмы, где можно было бы арендовать ретроавтомобиль и использовать его для экскурсий. Многих подкупила идея создать приложение, которое бы считывало состав продукта с этикетки и сигнализировало, вреден ли товар или нет. Не прочь начинающие стартаперы разработать приложение, которое бы строило маршрут подобно навигатору в торговых центрах, когда нужно быстро найти товар.
Как обычно, достаточно было и социальных идей: например, создать группу в соцсетях, людям из которой можно отдать животное на время, тренажёр для развития речи у детей с помощью программы в планшете, распространение аудиодисков со стихами белорусских поэтов для слабовидящих детей или разработка курсов английского языка для школьников.
К слову, ИнвестУикенд заразился «вирусом гаджетомании» и глобализации. Каждая вторая идея — про мобильное приложение и на английском языке (всё чаще аббревиатуры на латинице). Navigation in Store, Immercio, AniPool, Hot and Speed, AlcoTarget, RFID-Organization, IntelKids, FoodX — и это далеко не полный перечень.
«Ты можешь открыть любую дверь, если знаешь того, кто за ней находится»
И всё-таки этот ИнвестУикенд останется в памяти благодаря приглашённым спикерам — ребятам, которые выглядят как обычные клерки, но имеют несколько собственных бизнесов. Один из таких — Алексей Ярошенко, специалист по интернет-рекламе и продвижению, сертифицированный тренер Google. Алексей с самого старта решил размять публику и предложил всему залу встать, поднять руки, а затем попросил каждого познакомиться с двумя людьми по соседству. И в конце вступительной минутки Ярошенко под общий смех кинул в зал: «А теперь все вместе скажем: «Мы не секта!»»
Нашёл свободную минутку в плотном графике серийный предприниматель, соучредитель digital-агентства UFOX и SMM-Академии Rocket Алексей Купреев — частый гость ИнвестУикенда и, можно сказать, его лицо. Некогда он тоже начинал с нуля, работал обычным консультантом в «Евросети», потом мыл посуду в кафе фастфуда, из-за чего с утра до вечера был в жире, но благодаря генерируемым идеям прорвался и стал успешным.
— Очень многие начинающие бизнесмены просто раздают 100 визиток незнакомым людям и ждут эффекта. Моя практика показывает, что лучше найти 2-3 контакта, но ключевых. Кроме того, все стремятся увеличивать число знакомых. Не стоит иметь 100 друзей, в бизнесе это не показатель. Достаточно 20-25 самых проверенных и надёжных компаньонов. Вот их и пробуйте сводить между собою, сделайте их полезными друг другу. Ну, и главное: надо знать людей, надо быть известным. Ты можешь открыть любую дверь, если знаешь того, кто за ней находится, а происходит это потому, что тебя знают по ту сторону, — пояснял Алексей.
«Как человек говорит «алло» — определяет всё»
Однако звание «звезды» этого ИнвестУикенда досталось Андрею Бибикову, эксперту в речевом имидже, экономике впечатлений и продающих выступлениях; профессиональному актёру театра и кино, теле- и радиоведущему. Андрей прокачивает речевые «скиллы» — в его портфолио работа как с крупными концернами, так и с политиками.
— Иногда просят научить правильно разговаривать работников колл-центра для увеличения продаж. А он ведь ни черта не умеет. Если я научу идиота правильно и красиво говорить, то он не перестанет быть идиотом. Если идиота научить правильно говорить, то это очень опасно, ведь теперь будет лучше слышно, какую дрянь он говорит, — шутил Андрей. — Кто-нибудь из вас попадал на «холодный» прозвон? Ты такой в субботу утром еле до телефона дотягиваешься, а на другом конце жизнерадостный человек. И ты понимаешь: ты для них никто, аватар, суррогат. Ты понимаешь, что они так разговаривали с тысячей людей до тебя и тысячей людей после будут точно так же говорить.
Андрей является сторонником понятия «экономика впечатлений». По его мнению, сегодня недостаточно производить только товары — они легко копируемы соперниками и материальны, а значит, не всем позволительны. Мало оказывать услуги — такие услуги получает и любой другой человек, а значит, они не уникальны. На сегодня нужно давать клиенту впечатления. Ведь по сути, зачем мы идём в ресторан? Поесть можно и дома.