Скидки не на всё и не везде: как прошла «Черная пятница» в Гродно

Говорят, Черная пятница в Гродно – странный предмет: распродажи, вроде, есть, а скидок нет. Корреспонденты «ВГ» решили проверить, на что действительно были скидки и что покупали гродненцы в крупных торговых центрах города.

Скидки не на все

На парковке возле ТЦ «Корона» на проспекте Янки Купалы полно машин, но в самом помещении достаточно спокойно. Людей немного, ажиотажа нет. Но в торговых точках к чёрной пятнице подготовились, хоть и по-своему… Например, в магазинах одежды «скидки от 50%». Начинаем разговор с консультантом:

– А скидка на всё?

– Нет, только на определённые модели. Здесь, – указывает рукой на малюсенький стенд с летними вещами, – скидка 50%. Есть модели с жёлтыми ярлычками (их немного больше – прим. автора) – там скидка 20%.

На вопрос, как  выбирают, на что дать скидку, все отвечают, что это решает администрация, но с новизной коллекции это не связано – есть скидки на одежду из новой, правда на те модели, где остались только большие размеры.

Многолюднее всего в магазинах, где продают мобильные телефоны. У кассы молодая пара покупает смартфон со скидкой 25%:

– О чёрной пятнице и скидках ничего не знали. Просто у мамы день рожденья и нужно было купить подарок. А скидка – приятный бонус, – говорит Екатерина.

Покупают и без скидок

А вот уже на пути к OldCity замечаем длинные колонны авто. На входе – очередь к банкомату.

Система скидок в бутиках здесь похожа на ту, что в «Короне» – далеко не на всё. В некоторых магазинах под скидку маскируется акция «3 по цене 2». То есть чтобы получить «скидку», нужно взять три вещи, и самая дешёвая из них будет в подарок. Но людей это, судя по всему, не останавливает. На полках, где обычно красуются ровные стопочки свитеров, царит полный хаос. Подхожу к девушке, которая складывает вещи:

– Успеваете?

– Как вам сказать, смысла складывать нет, – сдержанно отвечает после шумного выдоха. – Не успеешь сложить – снова перевёрнуто. И так сегодня весь день.

– Вещи берут только со скидками?

– Знаете, и без скидок тоже покупают.

Пока говорили, кофточка, сложенная полминуты назад снова лежит не так.

Чем больше, тем дешевле?

В примерочные и к кассам очереди. В магазине, где процент скидки зависит от суммы покупки, люди стоят у кассы с несколькими вешалками. Среди них – мама и дочь:

– Дочка сказала: «Мама, надо идти на чёрную пятницу». Вот берём два платья ей, одно мне. Получается скидка 40%, потому что взяли на сумму больше 125 рублей – получается дёшево.

– Это уже ведь не первые покупки сегодня? – спрашиваю, заметив пакетики.

– Да, – отвечают, довольно улыбаясь, и как будто удивляясь самим себе. – Маме юбку с кофтой, а доче пиджак и бусы. В общем, удачно вчера узнали о скидках, прикупили себе подарков под ёлочку.

Цену подняли – скидку поставили

На выходе из бутика, в коридорах возле лавочек стоит подозрительно много мужчин.

– Пришли как все – за покупками. Женщины пошли по магазинам, а мы здесь дожидаемся. Наша миссия здесь – финансировать. Ну а если засомневается, что выбрать – кто ещё поможет, если не свой мужчина. А так они в этом процессе сами разберутся, – говорит Виктор. – Ещё пришли посмотреть, как белорусская торговля идёт. Я считаю, что у нас это немножко не правильно делают, – говорит Виктор, – за рубежом если сказали: «скидка 90%», значит она реально такая. В Польше к концу года бытовую технику, старую коллекцию одежды распродают. Можно купить реально хорошие вещи, например, шубу, за адекватные деньги. У нас такого нет: если к зиме нужно всех троих детей одеть, хотя бы куртку купить – это нереально. Поэтому многие ездят туда перед Рождеством. А у нас поднимают цены, ставят скидку, и цена в итоге получается та же. Или лежала недели две эта вещь, не покупалась. А потом повесили на неё этикетку и люди хватают. Люди верят и покупают глазами – вот главный аспект для торговли.

Думают, что здесь тоже «чёрная пятница», но её у нас нет

На выходе подхожу к павильону с сухофруктами:

– Мне, пожалуйста, арахис жареный несолёный.

– Девушка, ничего жаренного уже нет. Всё размели! Видите, что в павильоне творится – устало улыбаясь и высыпая остатки кешью из пакета на прилавок, говорит продавец. – Все думают, что и здесь тоже «чёрная пятница», но её у нас нет. Но всё равно берут.

Беру баночку арахисовой пасты, смотрю на длиннющие очереди в «Евроопте» и убегаю на остановку, где с ужасом думаю о том, как буду впихиваться в ближайший троллейбус.

Справка «ВГ»

«Ноги» Чёрной пятницы растут из США. Именно там, пятницу после Дня благодарения, стали называть чёрной. В тот день по обычаю начинались рождественские распродажи. Теперь каждый год, 23 ноября, «чёрная» буря проходит по кошелькам любителей шопинга всего мира и по статистике ежегодно продажи только увеличиваются.