Колбасино свяжут с «Химволокно», а «Тринити» с Ольшанкой? Директор «Гродненского троллейбусного управления» про новые маршруты, рекламу и контролёров

Со дня прихода в Гродно первого троллейбуса прошло 44 года. За это время история нового для города транспорта прошла путь от единственного маршрута, связывавшего Советскую площадь и предприятие «Азот», до двадцати. В их числе и первая в Беларуси линия для бесконтактных машин. Директор УГП «Гродненское троллейбусное управление» Виктор ШАРЕЙКО рассказал журналисту «Вечёрки», почему за троллейбусами будущее, какие улицы нужно закрыть для автомобилей и на что обращает внимание, когда сам становится пассажиром.

Фото из архива «ВГ»

Меньше парковок, больше троллейбусов

Сегодня Гродно — самый автомобильный город страны, и неудивительно, что ему требуется всё больше дорог и парковок. Жертвуют немногочисленными зелёными насаждениями, которые могли бы улучшить ситуацию с загазованностью. Однако Виктор Шарейко считает, что вместо строительства дорожной инфраструктуры следует развивать экологически чистый общественный транспорт:

— Во многих городах по всему миру уже успели отказаться от троллейбусов, но сейчас одумались, массово их возвращают и пытаются сделать общественный транспорт привлекательным для всех. Есть те, кто не пользуется машинами. Это дети и пенсионеры, малоимущие или лишённые прав. А есть вторая часть, кто ездит на машине. Именно её и стараются пересадить на общественный транспорт. В нём в разы меньше шансов попасть в аварию, это огромная экономия денег и немедленный эффект для экологии.

В Гродно может исчезнуть контактная сеть

Наш город навсегда войдёт в историю как город, где впервые в стране был организован маршрут с бесконтактными троллейбусами. В январе 2017 года пять машин, которые преодолевают двадцать километров без «рогов», связали Вишневец и Девятовку.

— Это была наша идея, родилась в Гродно. По инициативе председателя горисполкома Мечислава Гоя мы начали прорабатывать этот вопрос. Увидели в интернете, как работает подобная машина в Пекине, узнали, что в Новосибирске запускают такой же маршрут. Связались с профессором из Москвы Сергеем Ивановым, который реализовывал проект накопителя. Это был риск, и мы на него пошли. Вместе с Белкоммунмашем создали свою машину с автономным ходом. В России их назвали электробусом с динамической подзарядкой, — вспоминает Виктор Казимирович.

Чтобы водителю не приходилось каждый раз выходить из салона, электрики из управления сделали «ловушки» для токоприёмников. Теперь достаточно просто нажать кнопку на приборной панели. Когда всё было готово, на открытие 20-го маршрута приехали специалисты из Японии, Москвы и Санкт-Петербурга, семнадцати украинских городов.

— Троллейбусы уже прошли 200 тысяч километров и успели проявить ту самую транспортную гибкость, ради которой и разрабатывались. Когда недавно перекрыли улицу Дзержинского, классические троллейбусы там не ходили. Автономные машины просто объехали участок по Курчатова, — рассказывает Виктор Шарейко. — Сейчас один такой троллейбус стоит как три автобуса. Что будет дальше? Накопитель станет меньше и мощнее. Троллейбус на конечной остановке будет заряжаться и весь маршрут ехать без «рогов». Тогда мы сможем снять всю контактную сеть.

За шесть лет получили 8 новых машин

Сегодня в управлении насчитывается 133 троллейбуса, на которых работает более 250 водителей. По будним дням на городские улицы одновременно выезжает 101 машина. Каждый год парк должен обновляться шестнадцатью новыми машинами, однако за последние шесть лет в Гродно прибыло лишь восемь новых троллейбусов.

— Существует программа развития транспортного комплекса в части перевозки пассажиров. По ней на приобретение новых троллейбусов в 2017 году мы должны были получить 1 миллион рублей, в этом году — 1,3 миллиона, а в следующем — 1,7 миллиона рублей. Однако пока нам не выделили ни копейки, — признаётся директор.

Из восьми новых троллейбусов пять — те самые бесконтактные и три обычных, они прибыли в 2014–15 годах. А ведь в 2008 году в Гродно поступила 21 машина с конвейера, в 2010-м — 28. В развитие инфраструктуры приходится вкладывать собственные средства: так, в прошлом году на подготовку к запуску 20-го маршрута направили 123 тысячи рублей.

— Своими силами и средствами проводим капитальный или текущий ремонт техники. Хотя мощности депо для этого не рассчитаны. Зимой наша техника страдает от реагентов не меньше остальной. В основном повреждаются несущие конструкции, они очень быстро ржавеют. Бывает, что мосты уже непригодны, а двигатель ещё бы мог работать и работать, — говорит Виктор Шарейко.

По его словам, сегодня себестоимость проезда в автобусе ниже, чем в троллейбусе. Это обусловлено тем, что приходится обслуживать несколько тысяч опор, 100 километров контактной сети, 11 подстанций, кабельные линии. За счёт этого получается дороже.

Где появятся новые маршруты

В какие районы Гродно вскоре придёт троллейбусное движение, пока неизвестно. Однако в управлении разработаны проекты будущих маршрутов. Есть вариант пустить бесконтактные троллейбусы до Колбасино и тем самым соединить новый район с «Химволокно» и «Гродно Азот». Не исключается продление контактной сети с улицы Суворова до Колбасино.

— Готов проект маршрута, соединяющего будущий торговый центр «Тринити» и Ольшанку. В районе 4-й больницы предусмотрено разворотное кольцо. Протяжённость — 14 километров, из них 6,5 были бы бесконтактными. Если запустить четыре машины, то интервал между рейсами составит каждые 15 минут, — поясняет наш собеседник.

Одна из самых амбициозных идей, за которую выступает Виктор Шарейко, — очистить центр города от личного автотранспорта.

— Сегодня мама с ребёнком гуляет по Советской площади и считает, что ребёнок дышит чистым воздухом. Чем он там дышит?! Поэтому давно предлагаю закрыть для автомобилей участок от перекрёстка улиц Социалистической и Кирова и до танка, а также участок от улицы Карла Маркса до перекрёстка возле ИМНС Октябрьского района. Разрешить проезд только общественному транспорту, а зону сделать пешеходной, как в европейском городе, — предлагает Шарейко.

Про рекламу и контролёров

Немало вопросов у горожан вызывает слишком громкая реклама в салоне.

— Всё относительно: кому-то громко, кому-то тихо. Сколько людей, столько и мнений. Мне она не досаждает, хотя мы недавно снизили громкость. Кроме того, от рекламы стараемся заработать. Надо ведь как-то находить собственные средства. Предложений поступает много, однако точно не будем рекламировать работу за рубежом или алкогольную продукцию, — считает Виктор Шарейко.

Каждый месяц контролёры троллейбусного парка вместе с коллегами из автобусного отлавливают более двух тысяч безбилетников. Недавно для борьбы с «зайцами» их снабдили портативными видеокамерами.

— Камеры оправдывают себя на 110 процентов. Дисциплинируют и пассажиров, и контролёров. Мы можем видеть, сколько и где они работали, выполняют ли инструкции. Съёмка помогает в разборе жалоб. Очень многие приходят и жалуются: «Вот вы мои девочку обидели!» А на видео видно, что эта девочка так ругается, что за неё стыдно становится.

«Стараюсь ездить на троллейбусе как можно чаще»

Живёт Виктор Шарейко в Погоранах, куда из общественного транспорта ходят только два автобуса. Чтобы добраться до работы, приходится пересаживаться в районе Румлёва.

— Стараюсь почаще ездить в троллейбусе, обращаю внимание на то, что может раздражать горожан. Где-то не покрашено, обшивка порвана или водитель не вовремя объявил остановку. Стараемся, чтобы пассажиры всегда были нами довольны, — признаётся Виктор Шарейко.