Генерал после короля: о неизвестных фактах из прошлого имения Августово под Гродно

Недавно «ВГ» писал про пруд возле гимназии № 4 и детскую комнату «Алые паруса» на Фолюше. Всё это следы ярких, но неспокойных времён. О неизвестных фактах из прошлого имения Августово пойдёт наш рассказ.

Недавно «ВГ» писал про пруд возле гимназии № 4 и детскую комнату «Алые паруса» на Фолюше. Всё это следы ярких, но неспокойных времён. О неизвестных фактах из прошлого имения Августово пойдёт наш рассказ.

На место короля пришёл генерал

Разрушительные войны ХХ столетия мало что пощадили из архитектурного наследия гродненской земли. Представление о роскоши и изяществе аристократических владений сегодня можно получить благодаря знаменитым зарисовкам Наполеона Орды и многотомному труду Романа Афтанази «История резиденций на давних окраинах Речи Посполитой». Именно оттуда мы узнаём об архитектурных «жемчужинах» — дворцово-парковом ансамбле в Щорсах или королевской резиденции Августово под Гродно.

Дворцово-парковый комплекс Августово был построен в 1770-х годах по распоряжению гродненского старосты Антония Тизенгауза. Сооружение включало дворец, флигели, соединённые с дворцом, въездную браму с кованой оградой. К усадьбе с одной стороны примыкал небольшой парк, а от ворот до Немана вела Королевская аллея.

На протяжении двадцати лет комплекс был королевской резиденцией, а после разделов Речи Посполитой земли отошли к Российской империи и были пожалованы Екатериной II генералу от инфантерии Маврикию де Ласси.

Католик-ирландец перешёл в русскую армию

Маврикий де Ласси родился в 1737 году в Ирландии в семье Патрика де Ласси из Рэткэхила в Темплглентайне (Ирландия) и его жены леди Мэри Герберт. Несмотря на древнее происхождение, идущее от нормандских завоевателей, семья Маврикия к XVIII веку обеднела, лишившись владений. За участие в восстании ирландцев против английского господства в XVII веке большинство земель де Ласси было конфисковано. Маврикий принадлежал к тому же роду, что и фельдмаршал Российской империи Пётр Петрович де Ласси, который в ранней молодости из-за участия в упомянутом восстании был вынужден покинуть родину. Именно фельдмаршал помог Маврикию перейти на службу в русскую армию, ведь рассчитывать на успешную карьеру на родине в те времена католик-ирландец не мог.

Маврикий поступил на службу в 1762 году в чине поручика, но уже вскоре был назначен капитаном Азовского пехотного полка, в составе которого участвовал в войне с конфедератами Речи Посполитой в 1767–68 годах на территориях Польши и Литвы. Затем отправился воевать с османами. В русско-турецкой кампании Маврикий де Ласси, а по российским документам Борис Петрович де Ласси, проявил доблесть и героизм, за что был удостоен звания секунд-майора, а затем подполковника. За героическую оборону госпиталя в Бахчисарае во время Крымского восстания 1776 года произведён в полковники.

Был ранен, но не покинул поле боя

Война с Турцией в 1787–1791 годах позволяет Маврикию де Ласси продвинуться по служебной лестнице: сначала до звания генерал-майора, затем к назначению шефом Екатеринославского егерского корпуса, когда в подчинении находился Белорусский егерский корпус. Во главе этих корпусов Борис Петрович участвовал в штурме Измаила «чудо-богатырями» Суворова. Командуя второй колонной, де Ласси первым взошёл на крепостной вал, первым достиг центра города и удерживал его два часа до прихода остальных сил русской армии.

На улицах он встретил сопротивление тысячи татар под начальством князя Максуд Гирея, который упорно защищался. Только когда большая часть отряда была перебита, хан сдался в плен вместе с тремя сотнями воинов. В час дня победа была одержана, однако бой не закончился. Ласси ранили в руку, но он не покинул колонну до конца боя. За усердную службу и проявленную храбрость при взятии Измаила 25 марта 1791 года Маврикий де Ласси был посвящён в кавалеры ордена Святого Георгия III класса. Князь Потёмкин со слов Суворова докладывал Екатерине ІІ: «Твёрдость и мужество генерал-майора Ласси оживотворяли храбрость первых на бастион вскочивших войск».

В 1793 году за деятельное участие в войне генерал-майор де Ласси получил орден Святого Владимира II степени. Дальнейшей оказией заслужить доверие российской императрицы и проявить доблесть стало восстание под руководством Тадеуша Костюшко.

За «пражскую резню» получил орден и шпагу

После второго раздела Речи Посполитой патриоты Польши и ВКЛ сопротивлялись прусским и русским войскам. По распоряжению Екатерины II им на помощь направлены дополнительные силы для подавления восстания. Борис Петрович Ласси участвовал в разгроме повстанцев под Вильно и Слонимом. Наиболее кровавым событием стало взятие Праги, предместья Варшавы. По отзыву российского участника штурма фон Клугена поляки «мало сказать, что дрались с ожесточением, нет — дрались с остервенением и без всякой пощады… В жизни моей я был два раза в аду — на штурме Измаила и на штурме Праги… Страшно вспомнить!..»

Генерал де Ласси в этом штурме возглавлял первую колонну, которая после прорыва внешней обороны направилась по берегу Вислы и отрезала противника от моста. Оборона по внутреннему земляному валу вокруг Праги рассыпалась под штыковыми атаками русских. Взрыв склада боеприпасов ещё более усилил панику в рядах защитников. Мост находился под контролем русских войск, попытки польской стороны разрушить его пресекались огнём артиллерии, пока не последовал приказ Суворова поджечь мост.

К 9 часам утра полевое сражение окончилось полным истреблением польского гарнизона Праги. Артиллерийская дуэль с батареями на левом берегу Вислы продолжалась до 11 утра и после полудня возобновилась лишь для морального воздействия на Варшаву, и без того потрясённую уничтожением многих тысяч повстанцев.

После штурма Праги во французской и английской печати с подачи польских источников Суворова назвали кровожадным «полудемоном», а сражение стали именовать «пражской резнёй». За участие в этой операции Маврикий де Ласси получил в награду орден Святой Анны, шпагу с алмазами и имение Августово под Гродно.

От «Августовка» до «Алых парусов»

Вместе с дворцово-парковым комплексом ему достались немалые окрестные земли. Имение «Ключ Августовский» включало даже придорожную корчму, точная дата строительства которой пока не обнаружена в архивных записях. По некоторым предположениям, архитектором этого здания, напоминающего скорее небольшую панскую усадьбу, чем корчму, называют Джузеппе Сакко — того, кто строил и дворец Августово. Вполне логично, что здание могло появиться по распоряжению Антония Тизенгауза, так как одно из активнейших направлений его деятельности было развитие торговой инфраструктуры. Расчищались русла рек, прокладывались тракты, вдоль которых возводились корчмы.

До 1921 года это здание использовалось как корчма и приносило доход владельцам, потом было преобразовано в помещичье имение «Новый Августовок» и стало владением Маврикия О’Бриен де Ласси. Именно оно сохранилось до наших дней, и его часто путают с королевским дворцом Августовок, разрушенным в годы Второй мировой войны. Сейчас здесь находится центр творчества детей и молодёжи «Алые паруса».

Архитектурный облик Гродно вот уже двести лет украшает небольшая каплица в классическом стиле на улице Репина. К сожалению, мало кто из экскурсоводов включает её в маршрут прогулок. И мало кто из жителей микрорайона знает, что каплица была родовой усыпальницей О’Бриен де Ласси. Первым, кто был похоронен в каплице, стал участник и герой войн второй половины XVIII века генерал от инфантерии Маврикий де Ласси.

В следующий раз мы продолжим рассказ о генерале и его наследниках