Женщины в любви: в «Красной звезде» начались показы кинофестиваля «Паўночнае ззянне»
В четверг, 25 октября, череда сеансов авторского кино из стран Скандинавии и Балтии открылась шведской комедией о женских иллюзиях. На очереди — датская история о доминирования над мужчинами, день из жизни эстонской закусочной и «выжившая» по-латышски.
«Паўночнае ззянне» уже четыре года балует столичных зрителей авторским кино скандинавских и балтийских режиссёров. За это время фестивальные площадки успели появиться в Гомеле и Витебске, а вот гродненцы подборку картин, признанную организаторами знаковой, видят впервые. К слову, фестиваль добрался до Гродно в сокращённом виде: вместо 18 кинолент, побывавших в Минске, здесь зрители увидят всего четыре фильма.
— Северные страны — феномен в мире кино. Этот фестиваль — пример того, как маленькая страна, язык которой не используется нигде за её пределами, может найти себя в большом кинобизнесе и дать миру знаменитых режиссёров и актёров. Надеюсь, что это послужит дополнительным примером для продвижения белорусского кино, — отметил заместитель директора Офиса Совета министров Северных стран в Литве Шарунас Радвилавичус, присутствовавший на открытии.
Череду кинопоказов в «Красной звезде» открыла шведская чёрная комедия «Бывшая жена». Перед зрителем разворачиваются эпизоды жизни трёх женщин, умещённые в несколько предрождественских дней. Незнакомые друг с другом героини оказываются в невольной связи, рассказывая зрителю историю любви мужчины и женщины. Каждая их них играет роль, иллюстрирующую новый этап взаимоотношений, развивающихся от симпатии к разводу. Клара влюбилась, и, мечтает быть поближе к Джейкобу, закрывая глаза на проявления характера возлюбленного, который ещё не определился со своими чувствами к девушке и мечется в максималистских порывах молодости. Анна вышла замуж и превратилась в исхудавшую, невротичную тень, с секундомером проверяющую на скорость, как её муж готовит еду для новорождённого ребёнка, постоянный плач которого она успела возненавидеть. Вера, уже перешедшая в статус «бывшей», никак не может отпустить супруга. Бросая упрёки в его сторону даже в присутствии детей, она постоянно ищёт жилетки для своих слёз на плечах друзей.
Вся картина пропитана любовью к женской природе, выражающейся в крупной съёмке деталей, сконцентрированности на женских образах в кадре (чего стоит начальная сцена с парами изящных ножек на каблучках, шагающих по неудобным мостовым). Каждая из героинь по-своему красива и привлекательна, каждая ищет своё счастье, вытаскивая саму себя из хватки слёз и отчаяния, которые видят только холодные декабрьские улицы, винные бокалы с сигаретами и такие же неустроенные в жизни случайные собеседники. Но их общей бедой, в которую оказываются втянутыми все взрослые герои фильма, оказывается двуличие и страх перед переменами в самих себе. Клара, Анна и Вера боятся признать правду и прячутся за масками, подбираемыми индивидуально под каждый конкретный случай. Они отчаянно не хотят признавать происходящих изменений, обманывая самих себя тем, что ситуация остаётся под их контролем. Но чем старше становится каждая из них, тем меньше иллюзий у них остаётся. История закольцовывается, и в озлобленной Вере, курящей в вытяжку на кухне в раздумьях, что делать со своей жизнью, угадывается Клара, с которой слетят розовые очки беспечной влюблённости. Поэтому зритель ждёт, что в конце все они сойдутся, обменяются опытом и найдут пути, по которым нужно идти дальше. Но режиссёр Катя Вик идёт в изображении жизненной правды до конца: встречи не происходит. Героини остаются бороться с ветряными мельницами собственных иллюзий, а зрители — особенно женщины — выходят из зала с отчётливым ощущением узнаваемости произошедшего на экране в собственной жизни.
В пятницу вечером и на выходных зрители смогут увидеть ещё три фестивальных фильма. Комедия «Ужасная женщина» расскажет историю обманутых ожиданий и со всех сторон продемонстрирует непривычную тему насилия над мужчиной. С драмой «Конец цепи» можно будет окунуться в безысходность человеческого существования, в котором даже маленькая закусочная оказывается средоточием кипящих людских страстей и пороков, а автобиографический фильм «Хроники Мелании» развернёт перед зрителем историческое полотно прошлого века, на фоне которого отважная женщина, пережившая ссылку, голод и эмоциональные муки, будет бороться за жизнь и будущее своей страны. Фильмы идут на языке оригинала с субтитрами.