«Вся Евразия стала похожа на чёрт знает что»: известный белорусский писатель Виктор Мартинович презентовал в Гродно свой новый роман

Солнце перестало светить и лишило человечество возможности пользоваться гаджетами, а единственной валютой стали батарейки — такой постапокалиптический мир можно встретить в очередном романе писателя Виктора Мартиновича «Ночь». Презентация книги и автограф-сессия автора, на которые собралось около 40 гродненцев, прошла во вторник, 16 октября в этнокраме «Цудоўня».

За Мартиновичем, к слову, уроженцем Ошмян, давно установилось реноме если не главного, то, пожалуй, самого актуального современного белорусского писателя. За без малого 9 лет писательской карьеры из под пера публициста, журналиста, искусствоведа вышло уже пять романов («Ночь» — шестой), и все они вызывали в читательских кругах бурные дискуссии. Что касается последнего труда, то он просто обречён на споры и столкновения мнений.

Располагает к этому, прежде всего, очень кинематографичная фабула. В один момент солнце перестало светить, и весь мир погрузился в состояние вечной ночи. Съедены все коты и собаки. Электричество больше не вырабатывается, поэтому главной ценностью становятся батарейки. Главный герой — житель минского района Грушевка некий Книжник. Перед самым апокалипсисом он теряет связь со своей девушкой, которая была Непале. Бросив все дела, он собирается в долгое путешествие, словно Одиссей…

Незадолго до приезда в Гродно, куда сам Виктор любил приезжать ещё будучи студентом, презентация с автограф-сессией прошла в столичном книжном магазине. За подписанным автором экземпляром пришло несколько сотен человек. Гродно ответил скромными 40 посетителями. Кстати, свой четвёртый роман — роман «Мова» — Мартинович также презентовал в Гродно четыре года назад.

На «Ночь» уже вышли рецензии — как одобрительные, так и разгромные. Мартинович видит в этом признак удачности романа:

— Роман вышел многоуровневым и разноплановым. Я старался сделать его читабельным, хотя и очень вложился в язык. На мой взгляд, роман удался. Посмотрите в этот текст, потому что мне он кажется интересным, — поясняет автор. — По жанру это фантастика, но не научная, а социальная. Это история Одиссея, который понимает, что границы, которые держали его в рамках городов, можно объяснить с помощью логики. Весь мир в хаосе, вся Евразия стала похожа на чёрт знает что.

Не обходится и без стёба, который здесь не останавливается на одном только человеке. Под огонь Мартиновича попадает гаджетомания: вместе с проблемой нехватки воды и еды общество решает ещё и проблему отсутствия привычных смартфонов и других девайсов. Мартинович, к слову, сам активный пользователь Facebook, не мог не высмеять эту чуму XXI века:

— Эпоха гаджетов украла у нас время. Если есть минутка свободного времени, мы сразу в телефон. Посудите сами: если нас нет в соцсетях, то и нас нет. Человека без аккаунта считай что и не существует. Так что это роман про фактическую смерть гаджетов.

Процесс написания дался автору очень тяжело, на написание он потратил всё прошлое лето. Романом уже заинтересовались иностранные издательства. В скором времени «Ночь» выйдет на русском языке. Однако перед этим по настоянию Мартиновича роман должны прочитать белорусы на белорусском языке.

Справка «ВГ»

Виктор Мартинович — белорусский писатель, искусствовед, журналист. Родился в 1977 году в Ошмянах. В возрасте трёх лет переехал с семьей в Минск. В 1994 году поступил на журфак БГУ. В 2001 году окончил аспирантуру БГУ, подготовил диссертацию о «репрезентации Витебского художественного авангарда в газетных дискурсах 1920-х годов». С 2002 года заместитель главного редактора информационно-аналитического еженедельника «БелГазета». С 2006 — преподаватель Европейского гуманитарного университета (Вильнюс). Выпустил романы «Паранойя», «Сцюдзёны вырай», «Сфагнум», «Мова» и «Озеро радости».